В 1878 году меценат Савва Мамонтов решил собирать в своей подмосковной усадьбе представителей русской интеллигенции — художников, театральных деятелей, музыкантов. «Самая лучшая на свете дача», как называл Абрамцево Илья Репин, стала настоящим культурным феноменом.
Савва Великолепный
Предприниматель и меценат Савва Мамонтов до безумия любил искусство и мечтал нащупать и заставить звучать «национальную ноту» — сделать так, чтобы русская история, культура и природа нашли достойное отражение в работах его современников, вдохнуть новую жизнь в традиции народного творчества.
Савва Мамонтов:
«Мало знать, надо чувствовать привлекательность родной красоты! Надо во всей глубине переживать и показывать в картинах поэзию родной жизни и родных людей».
Идея формирования кружка для избранных пришла к Мамонтову во время пребывания в Италии, где он познакомился с «русскими римлянами» — скульптором Марком Антокольским, художником Василием Поленовым и историком искусства Адрианом Праховым.
По возвращении на родину Мамонтов написал Поленову: «Вы не сделаете ошибки, если целым кружком поселитесь в Москве на некоторый срок для работы». Так и поступили. Очень быстро его усадьба Абрамцево, расположенная в живописном месте неподалёку от Сергиева Посада, стала центром притяжения интеллигенции второй половины XIX века, «местом силы».
Помимо «русских римлян», в Абрамцеве регулярно и подолгу бывали Валентин Серов, Константин Коровин, Илья Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Михаил Врубель, Елена Поленова, Михаил Нестеров, Мария Якунчикова, Исаак Левитан и многие другие.
Ренессансное Абрамцево
В Абрамцеве витал дух эпохи Возрождения с его homo universalis — «универсальным человеком», чьи интересы и деятельность не ограничены какой-то определённой сферой. Это из области «и швец, и жнец, и на дуде игрец» в самом хорошем смысле.
Так, к примеру, Илья Репин активно занимался скульптурой, Михаил Врубель рисовал эскизы для изразцов, а Виктор Васнецов разработал колоритные декорации для абрамцевского домашнего спектакля «Снегурочка» и создал проекты «Избушки на курьих ножках» и сказочной усадебной церкви.
В Абрамцеве существовало несколько мастерских — гончарная, вышивальная, резчицко-столярная. В них художники занимались возрождением полузабытых русских ремёсел, на деле применяя знания, полученные во время экспедиций на Русский Север. Эти поездки также финансировал Мамонтов.
Рождение шедевров
В абрамцевской «арт-резиденции», как назвали бы её в XXI веке, было создано огромное количество шедевров, которые сегодня являются гордостью ведущих музеев изобразительного искусства. Виктор Васнецов нашёл в окрестностях усадьбы натуру для «Алёнушки», а образ Алёши Поповича для «Богатырей» списал с сына Мамонтова Андрея.
Абрамцевский пейзаж фигурирует и в известной картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Прототипом же главного героя стала случайно встреченная на улице девочка.
Михаил Нестеров:
«Однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженную, с большими широко открытыми удивлёнными голубыми глазами, болезненную. Я замер как перед видением. Я действительно нашёл то, что грезилось мне».
В доме Мамонтова молодым Серовым была написана «Девочка с персиками» — портрет 12-летней Верочки Мамонтовой.
Валентин Серов:
«Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров».
Чарующие виды Абрамцева встречаются на картинах Александра Киселёва, Аполлинария Васнецова, Василия Поленова, Ильи Репина и других.
Читаем, слушаем и смотрим об Абрамцеве и его завсегдатаях
Абрамцево было уникальной творческой лабораторией, в которой многие художники раскрыли новые грани своего таланта. Именно здесь второе рождение получили некоторые народные ремёсла, сформировался русский модерн.
Чтобы больше узнать об истории кружка и его основателе, советуем прочитать книгу Владислава Бахревского «Савва Мамонтов» и посмотреть выпуск передачи «Пешком...».
Интересная онлайн-лекция об Абрамцеве размещена на сайте «Культура.рф». Ближе познакомиться с работами талантливых гостей усадьбы можно на виртуальных выставках «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья», «Илья Репин», «Василий Поленов». Дистанционные прогулки по Третьяковке и Русскому музею, где собраны картины многих абрамцевцев, доступны здесь и здесь соответственно.
Ну и, конечно, при возможности лично приезжайте в музей-заповедник «Абрамцево», чтобы собственными глазами увидеть «Избушку на курьих ножках» и церковь Спаса Нерукотворного, полюбоваться видом на реку Ворю и осмотреть постоянные экспозиции.
Комментарии к «Абрамцевский кружок: арт-резиденция XIX века»