Новости

Альбрехт Альтдорфер: сказка — ложь, да в ней намёк

Дунайская школа

В первой половине XVI века в немецком изобразительном искусстве сформировалось направление, получившее название Дунайская школа живописи. Одним из её ключевых представителей был Альбрехт Альтдорфер.

«Дунайцы» совершенно по-особенному относились к пейзажу. В природе они видели созидательную силу, которую воспринимали эмоционально-романтически. Она была для них чем-то одушевлённым и целостным. Философия художников была близка к мировоззрению пантеистов и сводилась к отождествлению природы и Бога.

Среди крупнейших мастеров Дунайской школы — Лукас Кра­нах Стар­ший, Вольф Хубер и, собственно, Альбрехт Альтдорфер.

Если говорить о внешних характеристиках картин «дунайцев», то тут следует отметить попытки превратить объективную реальность в некое мистическое видение. Отсюда — подчёркнутая контрастность, напряжённый колорит, чрезвычайно многогранная цветовая палитра на грани фантастического. Человек в этих полотнах отодвинут на второй план: авторам не так интересен его внутренний мир, они всецело погружены в изучение тайн мироздания.

Живописец и сказочник

А теперь чуть подробней поговорим об Альбрехте Альтдорфере. Он писал картины с религиозными, историческими и аллегорическими сюжетами, ловко соединяя «трезвый бюргерский взгляд» и эстетику сказки.

Даже обращаясь к каноническим библейским сюжетам, он неизменно привносил в них нотки собственной фантазии. Его переосмысление священных тем вызывает огромный интерес.

На формирование стиля Альтдорфера оказали влияние ранний Лукас Кранах Старший, художники круга Михаэля Пахера и Альбрехт Дюрер.

Произведения Альтдорфера интересны тщательностью проработки деталей, глубоким чувством световоздушного пространства, выбором палитры. Тонкие и выразительные, они напоминают то ли иллюстрации к старинным сказкам, то ли обретшие форму сны. Окунуться в эту удивительную вселенную можно во время онлайн-экскурсии по выставке мастера в Лувре.

Оставьте комментарий
Рекомендации