Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.
Выбор редакции

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Русский авангард — пёстрое и многогранное явление, и о каждом его представителе можно говорить часами. Недавно мы рассказали вам о творчестве Аристарха Лентулова, а сегодняшний материал хотим посвятить Александре Экстер. Она чуть менее известна, чем её коллеги по художественной революции, но её пластические открытия совершенно точно заслуживают внимания.

421
Фото: alexandra-exter.net
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru

Экстер и живопись авангарда

Украинско-русско-французская художница Александра Экстер с самого начала творческого пути варилась в супе русского авангарда, поэтому, кажется, у неё не было шансов примкнуть к какому-то другому течению.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru

Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Казимир Малевич — она знала их всех, а последний даже в качестве исключения позволял девушке посещать его мастерскую. Позднее состоялись её встречи с такими героями мировой художественной сцены той поры, как Франц Марк, Робер и Соня Делоне, Жорж Брак, Пабло Пикассо.

Наряду с Натальей Гончаровой, Любовью Поповой, Варварой Степановой и Ольгой Розановой Александру Экстер часто называют амазонкой русского авангарда.

Бенедикт Лившиц, поэт и исследователь футуризма:

«Этим настоящим амазонкам, скифским наездницам прививка французской культуры сообщила только большую сопротивляемость западному „яду“, и если ни одна из них не вырезала у себя правой груди, чтобы заменить её досекинской тубой, то удержали их от этого главным образом соображения эстетического порядка».

Эстетика Экстер менялась на протяжении всей её жизни. Сначала это были эксперименты в духе неоимпрессионизма, затем — поиски новых трактовок орфизма, после — переосмысление кубизма. Но если другие кубисты раскладывали объекты на простейшие элементы, то художница, напротив, стремилась к обобщению изображения. Были и любопытные опыты в супрематическом ключе.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Стиль Экстер не вписывается в рамки какого-либо конкретного направления, но наиболее близок к кубофутуризму.

Работы художницы — это контраст светлых и тёмных тонов, ритмичность, динамика цвета и формы, декоративность, лёгкость кисти.

Фото: artchive.ru

Экстер и книжная графика, сценография и прикладное искусство

Интересы Экстер не ограничивались станковой живописью. Она была замечательным сценографом, создавала эскизы декораций и костюмов. Критики отмечали, что художница совершила настоящую театральную революцию. Её новаторство заключалось в том, что она сделала основной осью декораций свет и ввела вертикальные конструкции.

Испанская пантомима. Эскиз декорации
Испанская пантомима. Эскиз декорации
Фото: artchive.ru

Александр Таиров, актёр и режиссёр:

«Экстер — художница с исключительной чуткостью».

Для московского Камерного театра, художественным руководителем которого был Александр Таиров, она разработала визуальное решение к спектаклям «Фамира Кифаред», «Ромео и Джульетта», «Саломея».

Эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта»
Эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта»
Эскиз костюма к спектаклю «Саломея»
Эскиз костюма к спектаклю «Саломея»
Эскиз костюма к спектаклю «Фамира Кифаред»
Эскиз костюма к спектаклю «Фамира Кифаред»

Также придуманные ей костюмы можно увидеть в фильме Якова Протазанова «Аэлита». Они отличаются новаторским подходом и интереснейшим, почти архитектурным построением.

Кадр из фильма «Аэлита»
Кадр из фильма «Аэлита»
Фото: quinlan.it
В журнале «Пролеткино» писали, что Экстер населила Марс «не то римскими легионерами, не то современными водолазами».

Экстер, кроме того, сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной армии, делала рукописные книги с собственными рисунками, иллюстрировала футуристические сборники и не только, рисовала эскизы тканей, платков, подушек и абажуров, оформляла улицы к революционным праздникам. Каждый её проект характеризуется артистизмом исполнения, гармонией стиля и великолепным вкусом.

Иллюстрация к книге Пьера Ронсара Livres des Amours, des Sonnets pour Hélène et des Odes
Иллюстрация к книге Пьера Ронсара Livres des Amours, des Sonnets pour Hélène et des Odes
Фото: theartnewspaper.ru
Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+
Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.
Подробнее

Лучшие подборки от редакции KudaGo

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Опубликовано ID34912

Комментарии к «Александра Экстер: амазонка русского авангарда»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!
.

Рейтинг страницы 4 из 5 (33)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!