Новости

Александра Экстер: амазонка русского авангарда

Экстер и живопись авангарда

Украинско-русско-французская художница Александра Экстер с самого начала творческого пути варилась в супе русского авангарда, поэтому, кажется, у неё не было шансов примкнуть к какому-то другому течению.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru

Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Казимир Малевич — она знала их всех, а последний даже в качестве исключения позволял девушке посещать его мастерскую. Позднее состоялись её встречи с такими героями мировой художественной сцены той поры, как Франц Марк, Робер и Соня Делоне, Жорж Брак, Пабло Пикассо.

Наряду с Натальей Гончаровой, Любовью Поповой, Варварой Степановой и Ольгой Розановой Александру Экстер часто называют амазонкой русского авангарда.

Бенедикт Лившиц, поэт и исследователь футуризма:

«Этим настоящим амазонкам, скифским наездницам прививка французской культуры сообщила только большую сопротивляемость западному „яду“, и если ни одна из них не вырезала у себя правой груди, чтобы заменить её досекинской тубой, то удержали их от этого главным образом соображения эстетического порядка».

Эстетика Экстер менялась на протяжении всей её жизни. Сначала это были эксперименты в духе неоимпрессионизма, затем — поиски новых трактовок орфизма, после — переосмысление кубизма. Но если другие кубисты раскладывали объекты на простейшие элементы, то художница, напротив, стремилась к обобщению изображения. Были и любопытные опыты в супрематическом ключе.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Стиль Экстер не вписывается в рамки какого-либо конкретного направления, но наиболее близок к кубофутуризму.

Работы художницы — это контраст светлых и тёмных тонов, ритмичность, динамика цвета и формы, декоративность, лёгкость кисти.

Фото: artchive.ru

Экстер и книжная графика, сценография и прикладное искусство

Интересы Экстер не ограничивались станковой живописью. Она была замечательным сценографом, создавала эскизы декораций и костюмов. Критики отмечали, что художница совершила настоящую театральную революцию. Её новаторство заключалось в том, что она сделала основной осью декораций свет и ввела вертикальные конструкции.

Испанская пантомима. Эскиз декорации
Фото: artchive.ru

Александр Таиров, актёр и режиссёр:

«Экстер — художница с исключительной чуткостью».

Для московского Камерного театра, художественным руководителем которого был Александр Таиров, она разработала визуальное решение к спектаклям «Фамира Кифаред», «Ромео и Джульетта», «Саломея».

Эскиз костюма к спектаклю «Ромео и Джульетта»
Эскиз костюма к спектаклю «Саломея»
Эскиз костюма к спектаклю «Фамира Кифаред»

Также придуманные ей костюмы можно увидеть в фильме Якова Протазанова «Аэлита». Они отличаются новаторским подходом и интереснейшим, почти архитектурным построением.

Кадр из фильма «Аэлита»
Фото: quinlan.it
В журнале «Пролеткино» писали, что Экстер населила Марс «не то римскими легионерами, не то современными водолазами».

Экстер, кроме того, сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной армии, делала рукописные книги с собственными рисунками, иллюстрировала футуристические сборники и не только, рисовала эскизы тканей, платков, подушек и абажуров, оформляла улицы к революционным праздникам. Каждый её проект характеризуется артистизмом исполнения, гармонией стиля и великолепным вкусом.

Иллюстрация к книге Пьера Ронсара Livres des Amours, des Sonnets pour Hélène et des Odes
Фото: theartnewspaper.ru
Оставьте комментарий
Рекомендации