Модерн возник в Европе в конце 1880-х годов. Его чувственная стилистика провозглашала отказ от монументальности, упорядоченности, симметрии, ордера — всех основ традиционной архитектуры.
Небывалое промышленное развитие поместило жителей городов Европы в неестественную, неприглядную и даже уродливую индустриальную среду обитания. В ней человеку было некомфортно, и он вновь устремился к природе.
Каждое модерновое здание имело свой уникальный образ. В каждой постройке архитектор видел живой организм, который требовал единства в оформлении фасада и внутреннего убранства. Новые материалы — металл, бетон, керамика, стекло — позволяли экспериментировать с формами, воплощая самые смелые фантазии архитекторов.
Асимметричные постройки обильно украшались коваными и скульптурными элементами в виде растительных орнаментов, фантастических животных или маскарон в форме женских голов. В то же время архитектурно-художественный образ не был абсолютно хаотичен — в нём всегда угадывалось функциональное назначение строения.
В период своего расцвета в 1900-е годы модерн обрёл множество воплощений в искусстве разных стран. Так, например, в США он получил название тиффани, во Франции — ар-нуво, в Германии — югендстиль, в Австрии — стиль сецессион, в Италии — либерти.
В Россию модерн пришел в скандинавском воплощении из Швеции и Финляндии. Этот вариант «северного модерна» восходил к идеям эпохи романтизма: интересу к национальному характеру и национальным чертам в искусстве. При строительстве зданий использовали местные материалы, в облике большое значение придавали не только изогнутой линии, но и фактуре плоскости, а в образах декора стремились к воплощению характера нации.
Ярким тому примером служит Центральный вокзал Хельсинки — асимметричное строение из финского гранита, составленное из разновеликих объёмов. Плоскость гранита рассекают ряды витражных окон разных форм и размеров. Портал главного входа заключает массив полукруглого окна, раму которого украшают вырезанные по камню растительные мотивы. По обе стороны от железобетонных сводов входа стоят буквально вырастающие из земли монументальные фигуры.
В России «северный модерн» приобрел ряд особых национальных черт, таких как ярко выраженная анормативность во внешнем облике, тяга к символизму в декоре, а также повышенный интерес к применению новых технологий. Несмотря на это, во всех модерновых постройках Санкт-Петербурга просматривается связь со скандинавской традицией модерна. Архитектурная преемственность выдаёт себя во внимании к фактуре, а также стремлении обыгрывать свойства местного камня в сочетании с новыми материалами.
Доходный дом Бубыря (Стремянная ул., 11), построенный в 1906-1907 годах архитекторами Бубырем и Васильевым, стал первым образцом северного модерна в Петербурге. Нижние этажи дома облицованы финским гранитом; верхние — серым «горшечным» камнем. Кое-где стены покрыты штукатуркой или глазурованной керамической плиткой. Оформление ярусов этого здания не имеет чёткого членения, а декор изобилует растительными и животными мотивами.
Другим примером продолжения скандинавской традиции на петербургской почве стал доходный дом Лидваль (Малая Посадская ул., 5 / Кронверкский просп., 15), построенный в 1899—1904 годах. В архитектурном облике этого здания первостепенная роль отведена фактуре: нижний ярус оформлен более грубым камнем, этажи выше украшены рельефной штукатуркой со вставками майолики. Этажи разделяют не горизонтальные тяги, а волнообразные линии.
Фасады здания обильно декорированы характерными для северного модерна мотивами: рельефами с изображениями птиц, зверей и стилизованных растений. Центральное место в скульптурном оформлении центрального порталом главного корпуса занимает причудливый картуш с датой окончания строительства основной части комплекса (1902). Этот картуш оформляют лепные ветки деревьев, а также скульптурные изображения лесных птиц и животных. Балконы здания имеют самое разнообразное оформление от решёток в виде паутины с пауками до замысловатых композиций, составленных из растительных элементов.
Стилистике «северного модерна» соответствует и знаменитый доходный дом графа Толстого (наб. реки Фонтанки, 54), который, как и доходный дом Лидваль, был спроектирован архитектором Фёдором Лидвалем. Фасады Толстовского дома в соответствии с модерновой эстетикой отделаны тесаным известняком, различным по цвету кирпичом и фактурной штукатуркой. В оформлении дома архитектор активно использовал овальные окна, рельефные панно и лепные вазы. Наличники окон, порталы дверей, фронтоны и антрвольты украшены объёмными цветочными гирляндами.
Схожие элементы заметны и в облике других модерновых построек Санкт-Петербурга. К примеру, фасад особняка Ксешинской (Куйбышева ул., 2—4) также имеет чёткое членение: цокольный этаж оформлен грубым камнем, следующий этаж декорирован рустом из серого гранита, а плоскость стен верхних этажей облицована кирпичом со вставками майоликовой плитки. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений. Металлические рамы окон, решетки балконов и балюстрад изгибаются в причудливом растительном орнаменте. Их узоры вторят скульптурным лепнинам в виде цветочных гирлянд. Здание для известной русской примы-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской было построено в 1906 году архитектором Александром фон Гогеном. Ныне в здании располагается музей политической истории России.
Не стал исключением из правил «северного модерна» и легендарный дом компании Зингер (Невский просп., 28А), последний проект которого принадлежал Павлу Сюзору. Здание богато декорировано выполненными из бронзы барочными картушами и модерновыми маскаронами. Архитектор расчленил фасад на две части: нижние этажи оформили грубым камнем, а верхние — массивным рустом. Пространства между этажами украшены панно с элементами растительного орнамента. По обеим сторонам от полукруглых окон верхнего этажа расположены крылатые девы. Одни девушки держат жезлы Меркурия, другие — массивные швейные машинки.
Венчает здание декоративная башня со стеклянным глобусом, который поддерживают женские фигуры, отлитые из бронзы. Эти скульптуры, как и фигуры крылатых дев, были выполнены Адамсоном.
Доходы компании позволили архитектору оснастить здание передовыми технологиями того времени от лифтов и до системы подогрева крыши, которую использовали зимой во избежание образования наледи. Новыми для архитектуры культурной столицы стали атриумы, представляющие собой крытые стеклянной крышей внутренние дворы.
Помимо дома компании Зингер в стилистике модерна под руководством архитектора Барановского в 1903 году выстроили здание магазина купцов Елисеевых (Невский просп., 56 / Садовой ул., 8). Здание выделяется на фоне классической архитектуры Невского проспекта масштабными витражами и богатством декоративного убранства.
На фасаде установлены четыре скульптуры, олицетворяющие образы «Промышленности», «Торговли», «Искусства» и «Науки». Каждая фигура была отлита из бронзы скульптором Адамсоном. Абсолютно всё в образе магазина с одной стороны привлекало внимание покупателей, с другой — демонстрировало богатство его владельцев.
Особняки модерн приобрели необычайную популярность в купеческих и промышленных кругах Москвы. Вычурная архитектура, изобилующая декоративными элементами как во внешнем, так и во внутреннем убранстве, могла как нельзя лучше отразить состоятельность своих владельцев.
При этом в отличие от «северного модерна» московский вариант акцентировал внимание не на фактуре стен, а на их цвете. В качестве ярких акцентов московские зодчие зачастую использовали разноцветную керамическую плитку, не имевшую столь оглушительного успеха в петербургских архитектурных кругах.
Другой характерной особенностью московского модерна считается его сближение с традициями неорусского стиля. В то время как стилистика петербургского модерна тяготела к скандинавской традиции, московская модерновая архитектура стремилась к активному использованию декоративных элементов и конструктивных форм древнерусского зодчества.
Ярким примером обращения московского модерна к исконно русской архитектурной традиции служит здание Казанского вокзала, построенного по проекту архитектора Щусева. В тектонике здания вокзала преобладают крупномасштабность и строгое членение по ярусам. В оформлении фасадов использованы декоративные элементы, сближающие архитектурный образ вокзала со сказочным теремом.
Век модерна был не долог: этот изысканный, претенциозный и вместе с тем гармоничный стиль просуществовал всего лишь 20—30 лет. История возведения модерновой архитектуры в России и Европе закончилась в 1914 году, когда естественному развитию европейского искусства положила конец Первая мировая война.
Автор текста – Ирина Бережнюк
Оставьте комментарий