Идея объединить компьютер и телефон в одном устройстве казалась абсолютно безумной в середине 90-х. Но группа разработчиков из Канады во главе с Майком Лазаридисом (Джей Барушель) и Дагом Фрегином (сам режиссёр Мэтт Джонсон) одержима инновациями и технологиями. Они приходят к акуле бизнеса Джиму Болсли (Гленн Хоуертон), проводят неуверенную презентацию продукта и, казалось бы, теряют свой шанс навсегда. Однако богатый инвестор и опытный маркетолог в итоге берёт их идею в разработку, становится содиректором компании и наставником для талантливых, но не умеющих себя подать инженеров. Так начинается история первого смартфона BlackBerry.
По описанию фильма складывается чёткое ощущение, что «Кто убил BlackBerry» — обычный байопик о взлётах и падениях крупной компании, сделанный по типичным лекалам бизнес-драмы. Но канадец Мэтт Джонсон, начинавший свою карьеру в некоммерческом или малобюджетном кино, перенёс на большой экран фирменные фишки и приёмы, отличающие его авторский стиль. Закос на мокьюментари, особенно в первой части фильма, сразу же бросается в глаза. Байопик похож на сериал «Офис», а псевдодокументальность как-то сразу повышает лояльность зрителя. В историю веришь с первых минут. Не возникает сомнения, что фрики-технари осмелились приехать в большую корпорацию в поисках инвестора, а название их проекта придумано из-за ежевичного пятна на рубашке.
В жизни же история BlackBerry менее выразительна. Все сюжетные совпадения и случайности — специально прописанные сценарные конструкции, созданные для большей зрелищности. Хотя Мэтт Джонсон в драматургической канве фильма особо не отступает от реальных дневников работников и доступной нон-фикшн литературы. Если разложить фильм по косточкам, то история и сюжет банальны до невозможности.
Герои сами по себе архетипичны, а некоторые из них так и вовсе выполняют функцию гэгов. Персонажи перемещены в вакуумный мир, в котором нет места личной жизни. Всё сосредоточено вокруг разработки, продвижения, продаж, денег, а семья — это коллеги в твоём собственном отделе. Но это скорее плюс картины, ведь бытовая реальность смотрелась бы излишне. В этом и особенность фильма о тех, кто не убил, а придумал инновационный смартфон.
Зумы и дурацкие наезды, съёмка бешеной ручной камерой, непутёвость и неуверенность самого Лазаридиса и в противовес — гиперболизированная заряженность на карьеризм Болсли. Из среднестатистического байопика «Кто убил BlackBerry» переквалифицируется в поучительную комедию. В этом нарочитом несовершенстве у ленты есть свой стиль, дающий ей преимущество перед другими фильмами подобного жанра.
Вторая половина картины, в которой фирму начинает контролировать Болсли, становится более выдержанной, а закос на мокьюментари немного размывается. Небрежность и лёгкость фильму возвращает финальная сцена, где Лазаридис трогательно и бережно вручную переделывает партию смартфонов, пришедших из Китая.
Лента при всей своей преувеличенности показывает правду о мире капитализма, в котором главенствуют конкуренция, деньги и борьба за лидерство по продажам. В этом смысле герой самого режиссёра — Даг Фригин — остаётся не только грамотным и талантливым инженером, но и ребёнком в глубине души, которому важно поиграть в компьютерную игру в обеденный перерыв, а после работы посмотреть незамысловатый фильм с коллегами.
Непосредственность и дружелюбность корпоративной культуры со своими традициями позволила BlackBerry стать лучшими из лучших. А гонка за миллиардами и первенством привела к выгоранию сотрудников и невозможности адаптироваться к развивающемуся рынку.
Текст — София Маргацкая.