Прежде, чем говорить о творчестве Аньоло Бронзино, хочется сказать несколько слов о направлении, в рамках которого творил художник, — маньеризме. Это течение было популярным в Западной Европе в 1520—1590-е годы.
Что характерно для живописи маньеристов? Надуманные неестественные позы, томные выражения лиц, чересчур белоснежная кожа, лёгкое нарушение пропорций, контрастные цвета, неожиданные интерьеры, доминирующая нагота, переполненная деталями и фигурами композиция — таковы основные черты их картин.
Среди ключевых представителей направления — Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джузеппе Арчимбольдо, Россо Фьорентино, Орацио Джентилески и другие.
Ученик Якопо Понтормо и почитатель творчества Микеланджело Буонарроти, Аньоло Бронзино — один из самых известных маньеристов. Он создавал полотна с религиозными и мифологическими сюжетами, а также портреты.
В произведениях Бронзино черты маньеризма проявились максимально полно. Это и «выбеленные» лица с несколько отсутствующим выражением, и ломаные линии, и удлинённые тела, и театральные жесты, и сложные причудливые композиции.
Во многих картинах художника детали вызывают больший интерес, чем лица персонажей. В этом заключается одна из основных характеристик его стиля. Взгляните на портреты ниже и подумайте, что остаётся у вас в памяти — отчуждённые герои или предметы, которыми мастер их окружил?
Творчество Бронзино (как, впрочем, и других представителей маньеризма) оценивают неоднозначно. Его критикуют за искусственность и «отполированность» образов, имитацию правдоподобия.
Тем не менее, наследие художника и его коллег представляется нам невероятно интересным. Во-первых, картины выполнены со всей виртуозностью, глубоким чувством цвета и светотени. Во-вторых, они несут в себе особую эстетику и очарование. В-третьих, они послужили мостом между Ренессансом и искусством барокко. Серьёзная заявка на важное место в истории живописи!
Оставьте комментарий