История улицы началась намного раньше — в XVIII веке, когда от Невской перспективы до Загородной дороги был проложен первый мощённый деревом проезд. Прежде чем стать легендарной улицей, этому ничем не приметному проезду пришлось сменить множество имён и несколько раз кардинальным образом менять свой внешний облик и статус.
«Доходное» прошлое легендарной улицы
С развитием промышленности росли и богатели города. Городское население ежегодно увеличивалось за счёт людей, перебирающихся в промышленные центры на заработки. Дворяне обзаводились дачами и усадьбами за городом, возвращаясь лишь на время по тем или иным поводам. Новые условия жизни диктовали появление и развитие новых архитектурных форм, отвечавших запросам городских жителей.
Одной из самых востребованных форм с середины XIX века стал доходный дом — жилой дом, построенный для сдачи квартир в аренду. Квартиры в доходных домах группировались вокруг лестничных клеток, коридоров или галерей. Чтобы застроить участок земли как можно плотнее, дома выстраивали по периметру участка так, что внутри образовывался небольшой двор-колодец.
Такие дворы использовались в хозяйственных целях, сюда выходили чёрные лестницы для прислуги. Их внешний облик разительным образом отличался от парадных фасадов, оформление которых было напрямую связано с таким самобытным явлением отечественного зодчества как русский модерн.
Фундаментальные принципы русского модерна часто совпадали с канонами западноевропейских версий этого стиля. В декоре построек появились характерные асимметричные живописные композиции. Ведущую роль играл плавный, текучий ритм кривой изогнутой линии — главная черта в декоре фасадов и интерьера. Однако модерн на русской почве переживал переосмысление в народно-национальном ключе.
Открывает парад доходных домов дом Иоффа (улица Рубинштейна, 40 / Загородный проспект, 11), который стал архитектурной доминантой перекрёстка «Пять углов» и улицы Рубинштейна. Он сохранился до наших дней в том виде, в котором его задумал в 1913 году архитектор Лишневский.
В отличие от классических сооружений данного типа дом Иоффа не задумывался как многоквартирный — архитектор разместил в этом здании всего шесть квартир для состоятельных людей. Причём на самом верхнем этаже проживал сам домовладелец с семьёй.
О достатке людей, снимающих здесь жильё, свидетельствовал богатый декор трёх верхних этажей. Венецианские большие окна третьего этажа обрамляют стоящие кариатиды, которые поддерживают ложные балконы окон следующего этажа. По сторонам от окон размещены изображения экзотических птиц и увитые змеями кадуцеи Гермеса — античного бога торговли.
Неслучайно архитектор в оформлении здания использовал символ именно этого греческого божества. Нижние этажи предназначались для торговых залов магазинов — здесь разместились автомобильный салон Шапиро и магазин мехов, шляпок, обуви и корсетов. По сравнению с вычурным декором верхних этажей оформление нижних этажей выглядело весьма скромно: большие окна разделены гранитными простенками, а плиты серого гранита декорируют кирпичную кладку здания.
Годом ранее, в 1912-м, было завершено строительство жилого комплекса Петербургской купеческой управы (улица Рубинштейна, 23). План дома представляет собой целый комплекс зданий, обрамляющих глубокий двор-курдонёр. Дом отличается большим разнообразием в оформлении фасада. Различные по форме окна украшены цветочными гирляндами, вазонами и античными масками. Здание имеет чёткое членение, нижние этажи отделаны крупным рустом. Центральный объём здания в глубине курдонёра оформлен выступающими полукруглыми башнями, увенчанными открытыми французскими балкончиками на уровне шестого этажа.
Ещё раньше, в 1899 году, на Троицкой улице архитектором фон Гогеном был выстроен доходный дом Жевержеева (улица Рубинштейна, 18), в котором сам архитектор прожил более 10 лет. Пятиэтажное здание украшено угловым эркером — остроконечной башней с флюгером. На флюгере указан год постройки. Декор здания восходит к традициям русского зодчества: сдвоенные окна верхних этажей разделены гирьками, наличники окон четвёртого этажа вырезаны в виде кокошников, декоративный карниз третьего этажа украшен дентикулами. Несмотря на то, что нижние этажи лишены богатого декора, общий архитектурный облик дома роднит его с традиционным русским теремом.
Одним из самых знаменитых доходных домов не только улицы Рубинштейна, но и всего Петербурга стал доходный дом графа Толстого, построенный в 1910—1912 годах по проекту архитектора Лидваля. Это огромное шестиэтажное здание задумывалось как дом для людей разного достатка — в нём расположились как весьма скромные, так и очень богатые квартиры. В сложную планировку здания включена последовательность трёх соединённых арками проходных дворов, ведущая с улицы Рубинштейна на набережную Фонтанки. Однако из-за неправильной формы участка ось дворов имеет излом, не образуя сквозной перспективы.
Во внешнем облике дома прослеживаются характерные для творчества Лидваля архитектурные элементы: величественные ренессансные арки высотой до третьего этажа, лоджии на верхних этажах, сдержанность и изысканность декора. Фасады здания в соответствии с эстетикой северного модерна отделаны тёсаным известняком и различными по цвету и фактуре кирпичом и штукатуркой.
В оформлении использованы характерные для модерна овальные окна, рельефные панно и ниши с вазами. Наличники окон, порталы дверей, фронтоны и антрвольты украшены лепными цветочными гирляндами — ещё одним излюбленным мотивом модерна. Некоторые из парадных входов оформляют картуши с указанием года постройки, а также отдельно стоящие вазоны. Эти элементы представляют собой огромные чаши, поддерживаемые фигурками пухлых путти.
Последним в плеяде известных доходных домов Троицкой улицы стал доходный дом и зал собраний Руадзе (улица Рубинштейна, 13). Это здание, построенное в 1863—1864 годах архитектором Гребёнкой, выглядит куда менее экстравагантно по сравнению с другими доходными домами улицы. Прямоугольный по форме дом Руадзе примечателен чётким членением по этажам.
Самый скромный по внешнему виду нижний этаж оформлен крупным рустом. Второй этаж представляет собой ряд окон с глубокими полукруглыми порталами, разделёнными между собой резными триглифами. Оформление окон третьего и четвёртого этажей носит более сдержанный, классический характер. Карниз декорирован дентикулами, характерными для древнерусского зодчества.
Предназначение каждого из построенных на Троицкой улице доходных домов никак не могло ограничиться обслуживанием нужд дворянства, буржуазии и нарастающего рабочего класса Российской империи. История этих зданий имела не менее интересное продолжение в период становления и развития советского государства.
Но об этом мы поговорим в следующий раз.
Автор текста – Ирина Бережнюк
Комментарии к «Что скрывает улица Рубинштейна. Часть 1»