Зоя Волгина (Анастасия Евграфова) — первоклассный профайлер или, проще говоря, психолог-криминалист. Она без проблем может составить портрет любого преступника, что помогает следствию быстрее выйти на след. В Питере появляется убийца, который насилует проституток, а затем бальзамирует их и оставляет в общественных местах, словно кукол. Зою привлекают к делу как опытного специалиста. В пару ей дают следователя Тимофея Волоха (Тихон Жизневский). Вместе герои должны как можно скорее поймать маньяка. Помимо этого, Зое предстоит встретиться с призраками травматичного прошлого и анонимным недоброжелателем.
Майк Омер — израильский современный писатель, который создал детективный бестселлер. Даже трилогию, в которую входят романы «Внутри убийцы», «Заживо в темноте» и «Глазами жертвы». Все они рассказывают историю профайлера Зои Бентли, которая борется не только с преступностью, но и со своими внутренними демонами. Роман стал настолько популярным, что его перевели на 17 языков. Для «Кинопоиска» Владимир Мирзоев решил взять первую часть и уложить её в мини-сериал, состоящий из пяти эпизодов.
Трудно адаптировать американскую эстетику под российскую аутентичность. Поэтому у Мирзоева в сериале Москва и Питер напоминают города будущего, снятые парящим над зданиями дроном. В заявочных планах присутствует любопытная геометрия обоих городов, их слегка искусственная выверенность. А стеклянные офисы и слишком модные квартиры в приглушённом свете вызывают лёгкий скепсис. Сложно проникнуться и поверить в созданную Мирзоевым реальность.
«Внутри убийцы» по эстетике копирует культовые американские триллеры, что всё же заставляет подключиться к истории и посмотреть на неё с точки зрения сильного кинематографического допущения.
Пять эпизодов — маловато для детективного триллера. Но за счёт бойкости и интенсивности событий историю всегда можно сделать выигрышной. Первые два эпизода «Внутри убийцы» слегка пробуксовывают в линии следствия. Это скорее подробная экспозиция с недосказанностями, которые наверняка выстрелят в оставшихся трёх сериях.
Разбавляют основную линию флэшбеки из детства главной героини, которые разворачиваются в Троицке образца 2003 года. У них своя сюжетная функция, своя детективная линия и предпосылки того, почему героиня в настоящем именно такая. За счёт этих фабульных провалов в прошлое Зоя Волгина оказывается куда более объёмным персонажем, чем может показаться изначально. И хотя некоторые эпизоды даже при таком раскладе выглядят натужно, Анастасии Евграфовой удаётся вдохнуть жизнь в свою героиню. Особенно это заметно на фоне остальных персонажей, которые раскрыли себя пока что исключительно как функции.
Интересное решение Мирзоев принимает на нарративном уровне. Чтобы подчеркнуть психологизм триллера, он внедряет в него сцены-видения. Все они возникают в сознании главной героини и лучше раскрывают её мир. Они не всегда двигают сюжет в нужную сторону, а порой существуют просто для красоты и эстетики. Выглядят эти сцены эффектно и завораживающе. Чаще всего нарративу не хватает подтекста. Например, недавний «Фишер» фиксировал близкий распад СССР и пробоины общества.
Текст — София Маргацкая
«Внутри убийцы» порой выглядит как калька с зарубежных шоу, а некоторые штампы фальшивы и неоднозначны. При всём этом мир внутри сериала проработан стильно. Ценители жанра наверняка оценят нашу адаптацию мирового бестселлера.
Комментарии к «Думай как профайлер: рецензия на сериал «Внутри убийцы»