Великий Леонардо да Винчи на исходе жизни всё ещё одержим страстью к новым открытиям. Когда Папа Римский пресекает новаторские эксперименты гения, изобретатель покидает Италию, чтобы устроить мастерскую при дворе французского короля. Здесь он надеется продолжить свою работу, чтобы разгадать тайну человеческой души.
Для сценариста «Рататуя» Джима Капобьянко «Волшебное приключение Да Винчи» — полнометражный режиссёрский дебют в анимации. Однако к материалу о жизни итальянского гения он подступался и раньше — в 2009 году Капобьянко создал короткометражный рисованный мультфильм «Леонардо». В этом прообразе уже можно опознать первые сюжетные ходы будущего грандиозного проекта: неуёмную страсть художника к изобретательству, покорению жизни и неугасаемую надежду.
Обращение к жизни Леонардо, да ещё и в формате, который в основном ориентирован на детскую аудиторию, — задача непростая. Вырисовывается ряд вопросов о том, как и что именно можно рассказать о гении, жизни и творчеству которого посвящены тысячи трудов.
В технике кукольной покадровой анимации решена большая часть мультфильма, именно она отвечает за механистичность во всех смыслах. Например, механистичность изобретения нового гениального творения. Однако этот ход отвечает и за механистичность куда более опасную — автоматизм механизма власти.
Существования художника в государственной системе под присмотром того или иного правителя — одна из главных тем. Властные фигуры — будь то Папа Римский, короли Людовик, Карл V и Генрих VIII — предстают даже не эксцентричными или чудаковатыми, а невежественными до гротеска. Грандиозные проекты Леонардо разбиваются в прах, когда дело доходит до их практического использования в руках правителей.
Фантазии, грёзы, утопии воплощаются лёгкой и податливой штриховкой. Под взглядом Леонардо у диска Луны возникает несчётное количество звёзд и созвездий вместе с портретом возлюбленной музы. Этот же взгляд позволяет почти приблизиться к облику бессмертной души и увидеть её оборотную сторону — смерть.
Для мультфильма о поиске смысла жизни, о попытке разгадать и запечатлеть невыразимое закономерен вопрос о финале. Множество решений приводит к двум вариантам. В первом случае возможно, подобно главному герою, приложить сверхусилие и приблизиться к разгадке, например обрисовать идеальную грёзу или вовсе оставить финал открытым. Как заявляет один из героев: «Леонардо никогда ничего не заканчивает». Однако автор выбирает другой путь и завершает мультфильм на сказочной сентиментальной ноте, подходящей именно детской публике: яркое представление, радость и счастье, жизнеутверждающая песенка о том, что смысл жизни — дарить добро другим. Несколько скомканный и несовершенный финал, впрочем, не отменяет вдумчивости и остроумия предшествующей разработки.
Текст — Мария Шиманская
Мультфильм «Волшебное приключение Да Винчи» ставит вопрос о самой природе творчества. Последовательно и методично, подобно художнику, находит на него ответ в точке пересечения науки и искусства.