17 сентября 1925 года жизнь молодой девушки Фриды Кало разделилась на до и после: автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Тяжёлые травмы навсегда подорвали её здоровье. Со временем к физической боли добавилась душевная — сводящие с ума отношения, невозможность иметь ребёнка. Все эти муки и переживания художница выплёскивала на свои холсты. Её живопись — это личный дневник, страницы которого пропитаны слезами и кровью.
Автопортрет как крик души
Ключевым жанром в творчестве Фриды Кало был автопортрет. За кисть девушка взялась после аварии: прикованная к постели, она попросила установить возле неё зеркало и выдать инструменты для творчества.
Фрида Кало:
«Я пишу автопортреты, потому что я так часто бываю в одиночестве, потому что я человек, которого я знаю лучше всего».
Впрочем, работы Кало — это намного больше, чем автопортреты. Её картины олицетворяют самоощущение художницы в моменте и рассказывают целые истории. Но для того, чтобы их понимать, нужно внимательно считывать символы, метафоры и аллегории. А их в полотнах мексиканки хоть отбавляй!
Возьмём, к примеру, «Сломанную колонну». Героиня стоит посреди бескрайней пустыни, её тело насквозь пронзает металлический стержень. Композиция олицетворяет боль и одиночество, но, если присмотреться, в глазах девушки можно заметить белых голубей — символ мира и надежды.
Или другой пример — «Две Фриды». Эту картину художница написала в период кризиса отношений с Диего Риверой. На полотне изображены две сущности Фриды — та, которую любил Ривера, и та, которую он от себя оттолкнул. У них одно сердце на двоих, и жизнь медленно покидает оба тела. Произведение очень показательно: в момент, когда оно было создано, самым близким человеком Кало была она сама.
Одна из самых сильных работы художницы — «Больница Генри Форда». Она появилась после очередной неудачной беременности Кало и стала олицетворением трагедии этой сильной женщины, которая всей душой мечтала стать матерью. Улитка, которую мы видим над кроватью, символизирует медленно покинувшую тело художницы новую жизнь.
Фолк. Наив. Сюр
Определить, к какому стилю относится творчество Кало, не так-то просто. Её почерк сформировался под влиянием классической европейской живописи и, в частности, Сандро Боттичелли. Помимо этого, в её картинах чётко слышны отзвуки мексиканского народного творчества, наивного искусства и сюрреализма. Хотя сама художница сравнение с сюрреалистами вряд ли бы оценила.
Фрида Кало:
«Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную реальность».
И, конечно, большое влияние на творческие интересы Кало оказал Диего Ривера.
Этот удивительный синтез приёмов, эстетик и концепций, помноженный на сознательное жанровое ограничение, умение работать с символом и трансляцию личной истории, делает живопись художницы заметнейшим явлением в искусстве XX века.
Комментарии к «Фрида Кало: искусство через боль»