Азиатский кинематограф раз за разом доказывает, что может конкурировать с голливудскими блокбастерами. А любовь широкого зрителя может быть завоёвана не только в родном прокате, но и за рубежом. Фестиваль «Современное кино Китая» предлагает скромную, но весьма необычную программу, состоящую из пяти фильмов. Режиссёры из Китая не боятся экспериментировать с жанрами и киноязыком. А монтаж и визуальные решения даже могут показаться шокирующими. Азиатское кино славится тем, что никогда не церемонится со зрителем. Экспериментальные формы так и путают сюжетные линии, однако в конце зрителей ожидает гарантированный вау-эффект.
Новые пять фильмов с фестиваля не исключение. Блокбастеры поражают насыщенностью действий и экшен-сценами, детективы — головоломками, которые не так просто решить, а единственный триллер в программе — эстетикой и тонкостью художественного кружева.
Часто китайское кино обращается к демонстрации боевых искусств — особенность местной культуры и менталитета. Режиссёр Сюй Хаофэн даже выделил такое кино в отдельное направление — уся-фильмы. Пример этого необычного течения — лента «100 ярдов» о двух мастерах кунг-фу, которые не могут закончить своё вечное соперничество. Действие разворачивается в 1920-е годы, когда правила боевых искусств ещё укоренены в культуре, однако меняющийся мир начинает постепенно отменять идеологию воина. Тема соперничества раскрывается в мощных поединках и захватывающих экшен-сценах. Кажется, даже франшиза «Джон Уик» не всегда способна на такую высококлассную боевую хореографию.
«Слепой меч 2» — не менее яркий боевик в антураже древней Азии. Правда, в основе здесь лежит более сентиментальная история. Слепой охотник за головами спасает маленькую девочку, чью семью жестоко убили. Она просит обучить её боевым искусствам, чтобы отомстить. Отношения двух персонажей по классике развиваются от непринятия и ненависти до любви и трагичных потерь.
Сильная эмоциональная составляющая делает динамичные поединки более захватывающими. Ставки выше, накал больше, поэтому эмпатия на максимуме. Универсальный вариант для любителей блокбастеров и драм в одном флаконе. К слову, не стоит пугаться цифры «2» в названии — сюжетной связи с первым фильмом нет. Но не исключено, что интерес к франшизе проснётся после просмотра.
Самая изобретательная категория, которая представлена на кинофестивале, — детективы. Фильм с говорящим названием «Холодный детектив» — совершенно безумный по своему устройству аттракцион. Главный герой — бывший сыщик, который живёт под мостом и сумасшедше пытается доказать, что полиция фабрикует дела и обвиняет в страшных преступлениях не тех. Мясо и кровь обеспечены для любителей боди-хорроров. Бешеные погони и перестрелки на большом экране гарантируют выброс адреналина. Наконец, вишенка на торте — лихо закрученный сюжет. Неожиданные плот-твисты то и дело переворачивают историю с ног на голову.
«Исчезающая тень» — более спокойный детектив. Это современный китайский нуар с сильной долей мистики. В центре сюжета — серия нераскрытых убийств и художник-криминалист, который случайно начинает копать глубже, чем положено. Головоломка следствия закручена не меньше, чем в предыдущей ленте, но устроена хитрее.
Перевёртыши с каждым поворотом сюжета усиливаются и не дают расслабиться. Зрительские ожидания и догадки обрушиваются, и возникают новые версии. Красота и утончённость киноязыка возносит это кино на новый уровень. Игра с флэшбеками и образами дарит фильму особенную ауру, которая затягивает в просмотр и не отпускает длительное время после.
Очень атмосферная «Повесть без слов» — единственный триллер в программе. В сравнении с детективами, саспенса здесь чуть меньше. Зато более ярко выражен стиль. Действие разворачивается в 1990-е годы в провинции Китая. Здесь вместо полиции порядок поддерживают отряды местной самообороны. Главный герой приходит в один из таких отрядов на руководящую должность вместо своего отца. Он начинает расследовать одно преступление за другим, обнаруживая любопытную цепочку связанных трагедий.
Фильм очень изобретателен по визуалу — тотально симметричные кадры органично рифмуются с динамичной ручной камерой. Быстрый монтаж задаёт нужный темпоритм. А меняющееся сознание героя показано через поэтические символы и вспышки воспоминаний. Отдельно цепляют образы героев, костюмы и крайне кинематографичные локации. Мир в фильме очень условный, застывший где-то между 80-и годами и образами футуризма.
Фестиваль актуального китайского кино «Современное кино Китая» увидит три города — Санкт-Петербург, Москва и Новосибирск. Показы пройдут с 7 по 16 сентября.