Расскажи о себе. Где и кем ты работаешь?
Меня зовут Аня Клишина, мне 26 лет. Я приехала в Петербург из маленького города в Тюменской области и поступила учиться в Университет технологии и дизайна на «Адмиралтейской». Наше направление называлось «Прикладная информатика в дизайне». Изучали мы много всего, однако в учёбе я разочаровалась, когда поняла, что основным навыкам можно научиться по туториалам на YouTube.
Я работаю в большой российской компании Melon fashion group, которой принадлежат четыре бренда: sela, Befree, Zarina и Love Republic. sela — тот, где работаю я на позиции дизайнера уже больше года.
Какие ещё дизайнеры работают в вашей компании?
Дизайнеров в нашей компании можно разделить на несколько групп.
- Есть группа «Продукта», которая занимается созданием коллекций одежды. Она делится на дизайнеров женской и детской одежды. В этой группе дизайнеров очень много и каждый занимается чем-то своим.
- Есть дизайнеры в группе строительного отдела. Их задача разработать концепт магазина и продумать всё, включая то, как будет располагаться одежда. Человек, который занимается оформлением витрины, тоже дизайнер.
- Я же работаю в отделе маркетинга. Это всё, что мы видим в интернете. Диджитал-реклама, баннеры, рассылки. Занимаюсь всем, что касается рекламы и функционирования бренда в соцсетях.
Дизайн — очень обширная профессия!
Почему тебя так привлёк дизайн?
Я ходила в художественную школу лет с 11. Моей мечтой было стать дизайнером одежды. Мне казалось, что это очень прикольно и творчески. Не помню, кем я вдохновлялась, но точно рисовала одежду и моделей.
А потом передо мной встал выбор, кем мне быть. Я точно знала, что это будет связано с творчеством. В 10-11-м классах я занималась журналистикой и писала статьи для разных газет, журналов, работала в информационном агентстве. Меня это немного «сдвинуло» и я стала сомневаться в том, какую профессию выбрать.
Однако художественная сторона победила. Я подумала, что стать дизайнером одежды будет тяжело и я вряд ли смогу найти себе нормальную работу, а при выборе профессии я сразу же наперёд задумывалась о своём будущем. Тогда ещё происходило развитие информационных технологий. На тот момент я уже умела пользоваться фотошопом и рисовать руками.
Опиши типичный день дизайнера
В нашей компании лояльное начало рабочего дня. Мы можем прийти на работу в период с 9 до 11 часов. В зависимости от самочувствия и желания я могу приехать либо к 10, либо к 11. Потом я открываю задачи на день, которые накопились в Trello. Так как я взаимодействую со всеми департаментами, задачи тоже могут быть разными.
Например, может прийти задача от «Продукта»: необходимо поменять ярлыки для детской одежды, допустим, расширить линейку размеров. Или создать упаковку для продукта: носков, аксессуаров. Всё это делает наша группа.
С нашим арт-директором мы выработали такую систему: ты делаешь задачу и даёшь себе отдых 15 минут. Сделал задание, встал, прогулялся, попил воды, сходил за кофе и побежал дальше.
Это не про то, что ты сидишь, работаешь, как невменяемый, со скрюченной спиной… Мы стараемся отдыхать, ходить вместе на обед, болтать с коллегами, обсуждать задачи лично, а не по переписке.
На что можно обратить внимание в магазине sela, чтобы сказать «Это делала Аня!»?
Я рисовала татуировки. Следующие будут в мае. Ввсегда есть такая вероятность, что какой-нибудь ярлык или упаковку «дизайнила» я.
Что должен уметь дизайнер?
Надо быть готовым ко всему. Когда мы ищем дизайнера, арт-директор говорит: «Я ищу „мидла» или уверенного „джуниора“». Особенно, если у него есть потенциал, хороший вкус, виденье, энтузиазм. Так мы понимаем, что человек готов расти и развиваться, и берём его в команду. Для дизайнера это очень важно. Если ты не актуален, если твоя насмотренность минимальна, ты не найдёшь работу или найдёшь малооплачиваемую.
То есть визуальные тренды тоже меняются? Это нужно уметь высматривать?
Именно. Кто-то один придумал делить слово на картинке на слоги — все это подхватили и начали использовать в своих плакатах «рваные слова». Потом вошёл в моду курсив с рубленым шрифтом. Все подхватили и начали везде это транслировать.
Что сейчас в тренде?
Я скорее вижу тенденцию к минимализму, потому что всё гениальное просто. Чем меньше отвлекающих деталей и больше сути, тем больше ты сможешь считать то, что хочет потребитель.
Мы живём в такую эпоху: «Посмотрел — забыл». Если ты сможешь привлечь покупателя какой-нибудь изюминкой, например, цветом, то это прям здорово. Но для этого нужно постараться.
Пример с макаронами. Никогда не замечали, что, когда вы смотрите на упаковку макарон, где написано что-то итальянским шрифтом, видите «богатые цвета»? Сразу хочется их купить, потому что есть впечатление, что это что-то иностранное. А потом смотришь, а там макароны «Щебекинские».
«Богатые цвета» — какие они?
Есть условно «грязные» цвета. Это проще заметить, когда ты их сравниваешь. Есть цвета «дешёвые». Хороший пример — цвет фуксия из детской гуаши. Это неестественный цвет, потому как был добыт синтетическим путём.
Есть же оттенки, которые выглядят более естественными и их можно добиться, смешивая натуральные цвета. Они уже не так отпугивают и выглядят визуально приятно. Цвет очень сильно влияет на то, как выглядит продукт. Это можно рассмотреть на примере одежды. Допустим, ты примеряешь синюю вещь, которая визуально подчёркивает все твои недостатки. Пробуешь другой оттенок — он подчёркивает достоинства, делает твой образ более свежим.
Графический дизайнер больше работает на компьютере или рисует?
Зависит от того, чем ты занимаешься. Когда я только пришла в профессию, то больше работала руками, потому что у нас была такая стилистика. Теперь мы больше ушли в минимализм, а значит, больше работаем на компьютере. Рисуем, только когда делаем татуировки или какие-то иконки для внутреннего пользования.
Самая любимая и нелюбимая часть твоей работы
Дизайн — это не всегда буйство красок и офигенные задачи. Дизайн — это иногда и рутина. Всегда есть интересные вещи и неинтересные. Главное — уметь их миксовать. И говорить своему руководителю, что ты хочешь, а что не хочешь. Тогда он будет стараться выдерживать этот баланс и делать так, чтобы ты не умер от скуки.
Про любимое — рассылки и татуировки
Если вы подпишетесь на рассылку sela, вам будут приходить еженедельные рассылки на почту. В них будет содержаться актуальная информация с акциями, подборками одежды и так далее. Такие тематические рассылки верстаю я. Например, «3 классных вещи для зимнего вечера» или «5 вещей для уютной осени». Это такой тип контента, который читатель читает, как статью в Vogue.
Я люблю делать эти рассылки, потому что это даёт мне возможность развивать свою насмотренность не только в дизайне, но и в моде: миксовать вещи, делать подборки, собирать луки.
Ещё я люблю рисовать татушки. А когда люди их потом на себя клеят, то это для меня вообще шок-контент.
Я понимаю, что в профессии дизайнера для меня важнее всего быть частью чего-то большого. Сейчас у меня это получается делать очень хорошо, потому что я работаю в большом бренде. Я вижу, как моя работа влияет на всё. Это необычно и очень меня мотивирует.
Про нелюбимое — выгорание и истощение
Нелюбимое — это когда ты выгораешь и не можешь работать. Проблема дизайнера, как и любого творческого человека, это истощение ресурсов. Но если на другой работе ты можешь запереться, отвлечься и отдохнуть, то у дизайнера это так не работает.
Мыслительный процесс не останавливается даже дома. Ты листаешь Pinterest по отвлечённой от работы причине, а потом вдруг задумываешься: «О, наверное, надо будет потом в баннере вот этот шрифт попробовать». Или, допустим, ты идёшь по улице, смотришь на вывески и снова начинаешь всё анализировать. Это постоянная работа.
Бывает так, что ты просто не можешь ничего придумать. Это даже немного страшно. Как будто ты не можешь вспомнить какое-то слово, перебираешь в голове всё подряд и паникуешь, потому что не можешь его поймать.
Мифы о профессии дизайнера
- Дизайнеры не зарабатывают «миллионы миллиардов денег». Это неправда.
- Надо понимать, что работа фрилансера и работа дизайнера в офисе очень сильно отличается. Когда ты работаешь на фрилансе, ты работаешь 24 на 7. У людей нет понимания, что на фрилансе у тебя могут быть какие-то выходные. Нужно хорошенько выстроить эти границы.
- Работая на фрилансе, ребятам приходится постоянно искать себе заказы. Хорошо, если тебя порекомендовали, потому что сработало сарафанное радио и Петербург — маленький город.
- Многие фрилансеры обесценили свою работу, и это повлияло на остальных (в продолжение темы денег). У людей в голове до сих пор сидит мысль, что можно создать логотип за 500 рублей. Если вы хотите получить что-то «штампованное» из интернета, окей. Если вы хотите получить что-то оригинальное и привлекающее внимание, то будьте готовы платить. Но люди платить не хотят и уходят искать тех, кто сделает за ту сумму, которую они предложили. А ты так и остаёшься ни с чем.
У меня недавно была такая ситуация с одним брендом. Он обратился ко мне с вопросом создания упаковки. Они должна была быть очень крутая, выглядеть дорого и готова буквально завтра. Я ответила, что срок очень маленький, и предупредила, что не смогу создать что-то настолько гениальное за такое время. Попросила скинуть референсы. На что мне ответили: «Тогда это не дизайн».
За что тогда дизайнер берёт деньги?
Работа складывается из несколько компонентов:
- Срок (как скоро тебе она нужна). Если она нужна завтра, будь готов платить больше за срочность. Дизайнеры тоже люди, у нас есть свои дела, мы не будем ставить свою жизнь на стоп и всю ночь брейнштромить идеи.
- Сложность задачи.
- Бюджет. Вы всегда важно узнать его изначально.
Что ты посоветуешь начинающему дизайнеру?
Фигачить. Очень много фигачить. Быть готовым много фигачить. Понимать, для чего ты фигачишь. Понимать, чего ты хочешь достичь в своей профессии. Стараться как можно больше смотреть, анализировать. Искать свой стиль. Вдохновляться людьми. Уметь с ними коммуницировать. Слышать, что хочет заказчик. Научиться влезать ему в голову. Понимать его боль. Всегда просить его составлять адекватное ТЗ. Документировать то, что вы проговорили с заказчиком по телефону. Уметь принимать правки. Уметь договариваться с заказчиком и помогать ему с новыми идеями. Понимать, что он не разбирается в цветах или плотностях бумаги. Он поэтому к тебе и пришёл. Нужно это ценить.
Блиц! Любимый дизайнер?
Симон Порт Жакмюс.
Круэлла и её стиль — пример для подражания?
Смотря для кого. Она эксцентричная. Думаю, я бы носила одежду, которую она придумала. Это одежда для тех, кто знает, во что он одет и какой эффект он произведёт.
Миранда Пристли — это миф или реальность?
Скорее реальность, просто утрированная. Власть делает из тебя невыносимого человека.
Автор текста — Валерия Сдобникова
Комментарии к «Go по работам: графический дизайнер sela про личные границы, самореализацию и насмотренность»