Как ты попал в хоккей?
Да как и все дети. В городе девять месяцев в году зима, холодно. Выбор был небольшой. Не в футбол же идти играть. Это летний вид спорта, а у нас лето короткое. Чтобы на улице не болтался, отец отвёл в хоккейную секцию. И то, он сам в школьные и студенческие годы занимался, но до профессионального уровня не дошёл. Так, для поддержания физической формы и удовольствия катался и брал меня с собой на открытые стадионы. Я потихоньку начал кататься, потом во дворе с ребятами играл, а затем меня отвели в спортивную школу. Моей первой командой стала команда из школы «Юность» на улице Народной Воли.
Мечтал когда-нибудь о другой профессии?
В детстве не думал, что хоккей станет профессией. Это всё было больше для общего физического развития и чтобы я был при деле, нигде без дела не шлялся и не слонялся.
Как ты попал в «Автомобилист»?
Я же воспитанник спортивной школы. Этап за этапом, ступенька за ступенькой: начинал спортшколой, продолжил молодёжной командой, потом попал в старшие команды, в МХЛ. Грубо говоря, прошёл все стадии клубной иерархии!
Что самое важное в хоккее: команда или тренер?
На самом деле, нельзя разделять команду, тренерский штаб, персонал, руководство и работников офиса. Только слаженная и совместная работа! Условно говоря, если все винтики и шестерёнки в одной цепи работают, то только тогда есть результат. А если выделять только одну стезю, то это ни к чему хорошему не приведёт.
Твоя позиция в команде — защитник. Почему не нападающий или вратарь?
Если честно, точно не помню, как так вышло. Я помню, что хотел стать вратарём, но исходил из того, что там очень много прикольной формы, представлял, как классно её надевать. Был момент, когда нас всех пробовали во вратарской форме, но до меня очередь не дошла. Условно говоря, на первый-второй-третий рассчитали, а я был пятым. Меня и поставили в защиту. Никакой интересной истории нет.
Ты выступаешь под номером 50. Расскажи, как выбирал номер.
Да я вообще не выбирал: в детстве просто майку дали с пятым номером. Никто не заморачивался — из запасов дали, да и всё. Потом мне захотелось, чтобы было две цифры. Стал 55-м номером. Но пару лет назад в клуб пришёл Чэй Геноуэй. На правах старшего товарища он забрал 55-й номер, потому что он под ним выступал.
Что самое волнительное во время матчей?
Я бы не сказал, что есть какое-то волнение. Я считаю, лёгкий предстартовый мандраж — это нормально для каждого спортсмена. Выходишь на разминку на земле, потом потихонечку вкатываешься, начинается игровая рутина. Ты к этому привык и никак с этим уже не борешься. Ты просто чувствуешь небольшое предстартовое волнение, но оно постепенно уходит. А когда уже выходишь на лёд, его практически нет.
Было время, когда ты играл в финском клубе. Расскажи, как ты туда попал?
Это был клуб «Лахти Пеликанс». Это знаменитая команда, которая снимала ролик, где во вратаря из «пулемёта» стреляют, игроки на скорость бегают, машины заливочные бьют (улыбается).
Всё было банально просто: я в тот момент играл в «Горняке» в Учалах, мне позвонил Олег Гросс (спортивный директор клуба — прим. ред.), спросил, не хочу ли я попробовать свои силы в финском чемпионате. Мне нужно было время подумать, но он сказал, что это будет новым вызовом для меня. Я ночь переспал с этой мыслью, а на следующее утро начал собираться. В финском клубе я играл чуть больше полутора сезонов. Потом вернулся в «Автомобилист».
У тебя была травма — перелом ключицы. Как подобные происшествия влияют на твою мотивацию и настрой команды?
А личная мотивация... Да травмы на личную мотивацию тоже не влияют. Главное, правильно восстановиться и не форсировать момент возвращения, чтобы не было рецидивов, в первую очередь. А во вторую, чтобы была уверенность и не было подсознательной боязни повторения этой травмы. Она не появится, если ты будешь полностью готов и восстановлен.
Какие кричалки есть у фанатов «Автомобилиста»?
Кричалок много! Я не могу выделить какую-то одну, но назову самую запоминающуюся: «Хей, хей, берегись автомобиля!». Но мне кажется, её все знают.
Такая поддержка фанатов действительно помогает?
Конечно! Мы же, в первую очередь, играем для болельщиков и фанатов. Мы чувствуем заряд эмоций, которые они нам дают.
Всегда та энергия, которая исходит от болельщиков, и в горе, и в радости, она всегда подвигает команду к хорошему результату, положительным эмоциям. Мы стараемся оправдывать доверие, которое люди нам оказывают, приходя на игры и поддерживая нас.
До завершения карьеры тебе ещё далеко. Но вдруг есть план, чем будешь заниматься, когда закончишь профессиональную карьеру?
Как правильно отметили, об этом очень рано говорить. Надеюсь, что получится сохранить спортивное долголетие и играть как можно дольше. Сейчас я точно об этом не задумываюсь. Думаю только о нынешнем сезоне, о том, чтобы провести его на должном уровне и закончить на хорошей ноте.
Поделись целями на будущий сезон.
В первую очередь, любая команда стремится к победе. Если ты не ставишь перед собой самые высокие цели, то можно в принципе не выходить, заведомо зная, что ты не хочешь победить. У нас осталась ещё половина регулярного чемпионата, потом начинается самое интересное время в сезоне — игры на вылет. Ставим цель — как можно дольше играть, показать наивысший результат.
За каким спортом, кроме хоккея, следишь?
Сложно сказать, что прямо слежу. Это было бы неправильно. Вот прошёл Чемпионат мира по футболу, думаю, что каждый человек худо-бедно как-то следил за результатами матчей. Мне интересно смотреть теннис, футбол, за своим чемпионатом я, к сожалению, не слежу. Преимущественно мне нравятся зимние виды спорта: бобслей и биатлон.
А кто твои фавориты в теннисе и биатлоне?
Если брать большой теннис, то мне нравится Даниил Медведев. Он наш соотечественник, который показывает достойные результаты, бьётся на равных за первую строчку в рейтинге. Но кого-то выделять тоже нельзя, это спорт, где каждый может обыграть друг друга. Понятно, что есть ребята вроде Роджера Федерера, Рафаэля Надаля, Новака Джоковича, Энди Маррея, которые уже подтвердили свой уровень. То же самое в биатлоне: меняются эпохи, уходят спортсмены вроде Бьёрндалена и Фуркада, появляются новые имена. Скорее всего, мне больше импонирует именно [соревновательный] дух.
Не хотел бы на день стать профессионалом в другом спорте?
Любой спорт — это годы тренировок и подготовки. Если на любительском уровне, то можно, конечно же. Летом в основном многие в теннис играют, зимой — можно было бы попробовать себя в биатлоне. Но я понимаю, что одно дело — это беговые лыжи, другое — стрельба, а третье — уже биатлон, где всё вместе. Здесь тоже есть определённые нюансы. Очень много звёзд должны сойтись вместе, чтобы это именно приносило удовольствие.
Чем занимаешься в свободное от хоккея время?
Это больше для поддержания физической формы во время отпуска. Тот же большой теннис, иногда футбол. Но это не классическое понимание футбола, где 11 на 11 на весь стадион. Это мини-футбольчик: семь на семь, пять на пять. Если есть возможность в пляжный волейбол поиграть, то, конечно, стараюсь играть.
А так, наверное, банальные вещи. Дома смотрю кино, читаю книжки, музыку слушаю. Выделить конкретный жанр не могу. Доходит вплоть до того, что наобум, пальцем в небо тыкаю и смотрю. Понравилось — досматриваю, не понравилось — ну ладно, что-то другое ищу. Само собой больше ориентируюсь на громкие имена, актёров, режиссёров, но это не всегда залог успеха. Если есть возможность, в баню хожу — это тоже хобби (улыбается).
Комментарии к «Go по работам: хоккеист Александр Щемеров про спорт, поддержку болельщиков и любимые хобби»