Новости

Go по работам: клинический психолог из «Центра СПИД» про реакции людей на диагноз, рискованное поведение и стигму ВИЧ-инфекции

Расскажи, как ты пришла в эту профессию? И как она правильно называется?

Я клинический психолог. Я закончила институт по специальности «Детская специальная психология» и сразу после окончания института начала искать работу. К нам в гости пришёл молодой человек, с которым мы разговорились. Я рассказала ему про работу няней и эмоциональное выгорание.

Как нельзя кстати он работал в «Ночлежке» и рассказал, что сотрудников пригласили в «Центр СПИД» на тренинг по эмоциональному выгоранию. Из «Ночлежки» на тот момент отправить было некого, и он предложил сходить мне. Я подумала, что мне это будет интересно и полезно.

В процессе тренинга вышло так, что я сказала, что ищу работу. В конце ко мне подошла заведующая отдела профилактики и у нас состоялся диалог:

Это было в 2006 году. С тех пор я работаю там клиническим психологом, получив дополнительное образование в первом меде.
Фото: Из личного архива

Выглядит так, как будто ты очень легко на это согласилась! Было ли предположение, что работать в таком месте тебе тоже будет очень тяжело?

Мне было очень интересно!

Интерес победил страх?

Страха как такового у меня не было. У меня было уже достаточно информации о ВИЧ-инфекции. Я понимала, что буду в абсолютной безопасности. Переживания у меня были по поводу сложности взаимодействия с пациентами.

При работе в отделе профилактики я начала вести приём в кабинете, проводя дотестовое и послетестовое консультирование. То есть я беседовала с людьми до того, как они сдавали анализы. А потом на следующий день выдавала результаты, как отрицательные, так и положительные, и сопровождала на всех этапах принятия диагноза

И как это обычно водится, новичкам везёт. В начале их карьеры им попадаются одни из самых сложных случаев. Но это надо проработать и пережить.

Сначала будет тревожно и волнительно, в голове звучит вопрос «А всё ли я делаю так?». Но потом, преодолев этот этап, посещая супервизии, личную терапию, постепенно ты ко всему адаптируешься.

Получается, ты помогаешь принять диагноз?

По сути, работа с ВИЧ-инфицированными и их психологическое консультирование ничем не отличаются от консультирования людей без ВИЧ. Но тебе необходимо иметь достаточно знаний в отношении этого заболевания.

Когда человек узнаёт диагноз, ему предстоит пройти так называемые стадии принятия: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Зная все эти стадии, я могу понять, как и на каком этапе я могу его поддержать и предоставить ему дополнительную информацию и знания, которых у него нет.

Основная проблема заключается в том, что с ВИЧ-инфекцией связано множество мифов, а население недостаточно информировано об этом диагнозе.

Есть такое понятие, как «стигма». Она бывает внешняя: исходит от других людей и общества, проявляется как презрительные высказывания, игнорирование мнений и интересов и различные страхи. А есть внутренняя: она исходит от пациента и уверенности в том, что он сломанный, беспомощный, ущербный.

В ходе работы я помогаю формировать силы и возможности, чтобы преодолеть внутреннюю стигму и сопротивляться внешней.

Могу сказать, что сейчас со стигматизацией ситуация улучшилась, если сравнивать с 2006 годом. Помимо своей обычной работы с индивидуальным консультированием, я также провожу лекции среди учащихся школ и высших учебных заведений и рассказываю о передаче, течении и лечении ВИЧ-инфекции. Всё это для того, чтобы у слушателей не возникало никаких страхов относительно людей, которые являются носителем этого вируса.

Фото: На одной из лекций, организованных центром

Чем отличаются достестовое и послетестовое консультирования?

В процессе дотестового консультирования специалист беседует с клиентом (на данный момент это ещё клиент, а не пациент) и пытается понять уровень информированности человека относительно этого заболевания. Насколько он действительно рискует оказаться в числе заразившихся? Например, не использует презервативы, не знает свой статус и статус партнёра. Всё это ведёт к увеличению риска получить заболевание. Мы пытаемся объяснить человеку, как он может себя защитить в отношении ВИЧ-инфекции, оцениваем его риски и корректируем его сведения о заболевании.

Послетестовое консультирование проводится с выдачей результатов. Есть отрицательный результат, но тут важно помнить, что у вируса есть период окна, когда невозможно с вероятностью 100% определить, инфицирован человек или нет. От риска должно пройти определённое время, а именно два месяца.

Например, если у человека был незащищённый половой акт, он может пройти обследование через три недели, но тогда ему нужно будет обязательно пройти его ещё раз через два месяца после риска. Если через два месяца он получает отрицательный результат, тогда всё в порядке.

Результат может быть неопределённым. Простыми словами можно назвать это «есть подозрение», а система пока не уловила антитела к вирусу.

Бывает и так, что это состояние организма, которое вообще не связано с ВИЧ-инфекцией: в таком случае результат также может быть неопределённым.

Третий вариант — положительный. В этом случае в теле человека обнаруживаются антитела к вирусу иммунодефицита человека. После этого нужно проходить дополнительные обследования, подтверждающее анализы. Зачастую они подтверждаются, но бывают случаи, когда этого не происходит.

Фото: Из личного архива

Как люди реагируют на положительный результат?

К нам приходит обследоваться разный контингент. Есть сознательные ребята, которые ответственно относятся к своему здоровью, владеют полным спектром информации о ВИЧ-инфекции и проходят обследование раз в год. Часто у них есть друзья, знакомые или партнёры с ВИЧ. Когда человек находится не в вакууме, он знает, что это такое, что люди живут с диагнозом неопределённо долгий срок, а благодаря терапии это не просто хроническое заболевание, но и неопасное в плане инфицирования партнёра.

Чем меньше у человека информации, тем больше у него мифов. А если образ ВИЧ-инфекции у него в голове всё ещё такой же, как в СМИ начала 90-х годов, ему тяжелее воспринимать этот диагноз. Иногда люди падают в обмороки.

А что за образ из СМИ?

Что это чума ХХ века, что этим болеют только маргиналы… Человеку тяжело принять тот факт, что он, грубо говоря, оказывается не такой приличный, как он думал, и входит в эту «типа среду маргиналов».

Как ещё реагируют люди?

Однажды у меня была интересная реакция на отрицательный результат, когда девушка расплакалась. У неё началась истерика. Я предположила, что она не до конца поняла результат анализа, и спросила:

Мы с ней поработали, я мотивировала её на беседу с партнёром и объяснила, что вирус не играет никакой роли для любви. Благодаря современной терапии партнёр для неё может быть абсолютно не опасен. Я надеюсь, что сейчас у них всё хорошо!

Фото: Из личного архива

Интересно, что вирус воспринимается как третья сторона и как будто бы может тебе помешать…

Многие действительно считают, что он может помешать. В этом также виновата стигма. Иногда человек начинает бояться даже самого себя, а также опасается за своих близких. Однажды я ставила на учёт семейную пару, дедушке и бабушке было по 63. У них уже шестеро внуков! Так вот один из страхов был как раз связан с тем, что они не смогут больше с ними никогда общаться и их заразят. Но это НЕ так! Я их переубедила.

Важно сказать, что они не использовали презервативы, потому что считали, что таким болеет только молодёжь или маргиналы. Однако чаще всего ВИЧ-инфекция выявляется в возрастной группе от 30 до 50 лет.

Молодёжь у нас более или менее окультурена в плане использования презервативов, а более старшее поколение, к сожалению, нет. У взрослых людей есть заблуждение, что если ты не мужчина, который практикует секс с мужчинами, не секс-работник и не употребляешь инъекционные наркотики, то ВИЧ-инфекция тебя не коснётся.

Отчасти поэтому мы часто выявляем инфекцию уже на поздних стадиях, что осложняет процесс восстановления и предотвращения передачи инфекции.

Человек может жить на протяжении 10 лет, прекрасно себя чувствовать, думать, что он здоров, и при этом вести активную половую жизнь. Если он думает, что он абсолютно здоров, он не будет пользоваться презервативом и дальше передаст вирус своим партнёрам.

Как такие люди выясняют, что у них вирус?

Обычно развивается какое-нибудь тяжёлое заболевание, например, пневмоцистная пневмония или туберкулёз, человек попадает в больницу. У него берут анализы и выясняют, что такое состояние связано с ВИЧ-инфекцией.

Фото: Из личного архива
Именно поэтому необходимо ответственно относиться к своему здоровью и регулярно проходить обследование, даже если вас ничего не беспокоит. Это должно быть так же привычно, как поход к стоматологу.

В 2020 году Юрий Дудь* выпустил фильм про ВИЧ-инфекцию в России, в котором рассказал об ужасных цифрах. Насколько плоха ситуация с распространением инфекции в нашей стране?

Ситуация действительно напряжённая. У нас немного снизился процент выявляемости в 2020 году, но это не потому, что люди стали меньше заражаться, а потому, что меньше стали обращаться в медицинские учреждения. В этот год не проходили различные массовые мероприятия, посвящённые борьбе с вирусом, информационных программ было намного меньше. Тогда все говорили только про COVID.

* Признан в РФ иностранным агентом.

Какова статистика заболеваемости сейчас?

Если мы говорим про Санкт-Петербург, то инфицирован каждый сотый. И это только выявленные случаи. На данный момент зарегистрировано и проживает на территории Санкт-Петербурга 46 000 ВИЧ-инфицированных. Чтобы узнать точную цифру, эти 46 000 надо умножить на три (это расчётное число исходя из темпов и частоты вновь выявленных случаев). Получается, что среди сексуально активных 1% — точно инфицированные.

Каждый день в среднем 10 человек получают положительный результат: это от 2 500 до 3 000 новых случаев в год. А 25% ВИЧ-положительных людей живут, не зная о своём статусе.

Как ты сама справляешься?

Для меня работа в центре СПИДа не является стрессом. Как я уже говорила, ко всему можно адаптироваться.

Что мотивирует тебя там оставаться?

Любовь к работе. Мы огромное время своей жизни проводим на работе. Заниматься своим любимым делом — это благодать. Я люблю свою работу, поэтому я там.

Развей несколько мифов про ВИЧ:

Исходя из этого мы делаем вывод, что инфицированные люди обладают всеми теми же правами, что и неинфицированные. Они не могут быть донорами, но могут работать практически во всех сферах деятельности.
Мало кто знает, что есть 72 часа, в течение которых мы можем предотвратить инфицирование. Если произошёл какой-то высокий риск, необходимо обратиться в «Центр СПИД», где вам назначат профилактику. Это таблетки, которые нужно начать принимать в течение 72 часов в течение месяца.
ВИЧ-инфекция — это не приговор!

Автор текста — Валерия Сдобникова

Оставьте комментарий
Рекомендации