Как называется ваша профессия?
Насколько реально защитить творческий порыв?
Если творческий порыв выражен в объективной для восприятия форме, то более, чем реально. Под «объективной формой» мы понимаем нечто внятное, что мы можем послушать, прочесть, посмотреть, распознать и воспринять. Если творческий порыв — это идея или концепция, то для подавляющего большинства таких историй ответ всегда один: они никак не охраняются законом.
Допустим, вы написали историю со следующей концепцией: старый волшебник в один очень плохой день подкидывает избранного ребёнка, чьи родители погибли, в семью морально разлагающихся личностей. Там он растёт до определенного возраста, после чего волшебник забирает мальчика в не менее волшебный замок, где происходит какая-то шляпа. Со временем мальчик учится вынимать мечи из неодушевленных предметов, влюбляется в девушку по имени Джиневра и, не сомневаясь в собственной исключительности, вступает в противостояние с представителем тёмной стороны магии. История красивая и проверенная веками. Для одних это — «Гарри Поттер», для других — «Легенда о короле Артуре».
Как доказать, что ты придумал историю раньше других?
Тут уже веселее. Формально по закону защищаются права авторов, а автор — это тот, кто придумал нечто творческое: вдохнул жизнь в кусок камня, сотворил из набора слов поэму, из ничего написал мелодию. Но доказать, что ты автор, — это практически невыполнимая миссия. Творчество происходит в голове, вам не записать в диктофон звук пустоты из вашей головы, перерождающийся в творческий поток.
Поэтому формально автором признаётся тот, у кого это самое нечто творческое появилось раньше. И тут тащим в суд всё, что к полу не прикручено, а что прикручено, откручиваем и тоже тащим. Заказные письма самому себе с диском вашей песни во вложении, публикации в соцсетях, переписки, проекты треков, блокноты, фотографии самого себя на фоне свежего выпуска газеты или сегодняшнего выпуска новостей.
Насколько сложно попасть в шоу-бизнес?
Именно попасть вообще не сложно. Я сам, как и подавляющее большинство людей тут, попал буквально с улицы. Сложнее умудриться быстро освоиться, понять правила игры и зарекомендовать себя.
Лучший способ попасть — нетворкинг. Фестивали, вечеринки, концерты — ваши друзья. Открытые лекции и образовательные программы — ваши лучшие друзья. Если последнее воспринимать как исключительно познавательное мероприятия, это крышей поехать можно, потому что любая такая инициатива превращается в ярмарку тщеславия для спикеров.
Не знаю, сколько лекций я отвёл сам, но знаю, что на них я познакомился с кучей молодых ребят, которые рвутся работать в музыке. Кто-то из них работает сейчас в нашей команде. Кто-то нашел работу в крупных лейблах. Кто-то прямо сейчас в туре на несколько десятков городов в качестве менеджера артиста.
Где такие мероприятия проводятся? Вряд ли существуют анонсы «приходи знакомиться с топ-менеджерами VK»?
Вообще именно так и есть. Индустрия всё время в поиске свежей крови, молодых и талантливых спецов всех направлений.
Проект VK «Простор» регулярно делает проекты для новичков: то менеджеров артистов воспитывают, то молодых режиссёров, которые потом на деньги VK снимают топовым артистам клипы для своего портфолио. Такие же крутые инициативы делает «Звук». В Москве регулярно проходят открытые лекции в Moscow Music School, которые зачастую ведут артисты и спецы первого эшелона. И, конечно же, мероприятия BandLink, где можно встретить амбассадоров слов «экспертиза» и «опыт». И это только вершина айсберга.
Много инфы и анонсов в каналах «интро/аутро» и «BandLink. СаундЧек». У этих же каналов крупнейшие чаты для деятелей музыкальной индустрии: от артистов и таргетологов до их нумерологов и тарологов.
Плюс соцсети отдельно взятых личностей и анонсы там чего-то интересного. Заходите, подписывайтесь, внимаете простые истины.
Как попасть к вам в команду?
Когда я говорю, что попасть можно с улицы, то я говорю буквально. На одной из образовательных программ «Простора», где я вёл лекцию, я познакомился с Екатериной. Тогда её хотели захантить многие, но мы с командой счастливы, что смогли её привлечь в наше шапито. Она начинала с околонулевым опытом, а спустя полгода стала профессионалом в своей сфере.
Аналогично происходит и с нашим другим членом команды лейбла «Саппорт музыка». Буквально вчерашняя история: мы были в одной китайской лапшичной. Наш владыка пиара и маркетинга вышел на улицу пообщаться по телефону, заговорил с какими-то ребятами. Через десять минут возвращается с новостью, что мы подписываем нового артиста.
Но вот разобраться во всех хитросплетениях бывает сильно сложнее. Когда я попал в эту сферу, у меня было ноль опыта. Даже не ноль, а сильно ниже нуля. В моей голове было столько мифов и стереотипов, что одно только избавление от них заняло времени не меньше, чем обучение всем премудростям.
Поначалу пугает. Роялти всякие, отчёты, промо, таргеты, посевы, релизы почему-то по пятницам. Все как-то странно, нелогично и неправильно. Но если тебе искренне интересно, то втягиваешься очень быстро. А нетворкинг и знакомства очень помогают с получением опыта: задаешь правильные вопросы и получаешь правильные ответы. И внезапно находишь приятнейших людей, которые из коллег превращаются в друзей.
Ваш рабочий инструмент — суд или мир?
Однозначно мир. Я часто повторяю две цитаты. Одну сказал знакомый преподаватель: «Суд — это лотерея». И это очень точное высказывание, ибо суд или конфликт можно запороть одной неловкой фразой, манерой поведения или выбранной стратегией защиты своих самых правильных прав. А вторая цитата из фильма Гая Ричи: «Зачем ссориться, когда можно быть друзьями?».
Есть ли у вашей профессии секретная сторона?
О да! Когда я только начал вкатываться в профессию, думал, что она будет выглядеть так: роскошный я в костюме-тройке за пару десятков тысяч вечнозелёных будет целый день изобличать оппонентов, ходить на бранчи со звёздами шоу-бизнеса, решать нерешаемые вопросы и излучать уверенность сродни любому среднестатистическому персонажу процедуралов.
Благоприятное согласование сделки между артистом и лейблом может неожиданно смениться спором, например, из-за дизайна уникальной модели стрингов, созданных специально для клипа и даже не вошедших в итоговый монтаж. Или проведение большого сложного тура может плавно перетечь в то, что кто-то напортачил в логистике, артист улетел во Владивосток и, не заподозрив неладного, потерялся в городе.
Обязательно ли артисту нужен юрист?
Необязательно, но крайне желательно. Большинство ошибок происходит на старте любых историй, а не в процессе или по итогу. Опытный юрист может не только защитить пресловутые интересы на псевдоним или права на музыку. Он может подсказать, какие темы необходимо обсудить и согласовать на старте. Что и сколько может стоить. Какие условия нормальные для рынка, а какие только в контракты с дьяволом подсовывать.
Молодой артист читает это условие в договоре, и у него отваливается то самое место, в котором спина утрачивает свое благородное название. Для него это выглядит либо как обман, либо как непрофессионализм лейбла.
Артисту интереснее работать самостоятельно или с лейблом?
И там и там весело, просто грани безумия разные. Но если нужно выбрать, со стороны артиста работать чуточку веселее. И причина тому одна: лейбл почти всегда сильнее. У лейбла ресурсы, опыт, команда. Артист либо в гордом одиночестве несёт знамя искусства, либо в компании скромной по меркам лейбла команды.
В связи с этим артист чаще находится в более уязвимом положении, чем лейбл. И артистов уже не надо звать на кастинги и впихивать сложносочиненные контракты под видом шанса, выпадающего раз в жизни. Сегодня артистов можно уговаривать, убеждать, манить соблазнительно красивыми предложениями. Перед этим устоять гораздо сложнее, чем перед очередным карикатурным Карабасом-Барабасом, протягивающим тебе коричневую субстанцию в золотой упаковке под видом ириски.
Где можно выучиться на юриста по интеллектуальной собственности?
Вроде как можно это сделать на любом юридическом факультете, если там преподают основы интеллектуалки. С другой стороны, научиться применять в креативных индустриях теорию на практике достаточно сложно, а без практики любые теоретические знания можно просто положить пылиться на полку вместе с надеждами и верой в силу знаний.
Закон и прочие прекрасные вещи, которые юристы учат на лекциях, не управляют ни одной креативной индустрией. Ей управляют творческие люди и бизнес, построенный вокруг этих людей и их искусства. Практика, обычаи и правила этих двух институтов по-настоящему определяют методы работы.
Таких лекций в Санкт-Петербурге, Москве и в других городах проходит много. Такой базовый нетворкинг очень полезен не только юристам, но и всем, кто хочет работать в креативных индустриях.
В чём ещё надо разбираться, чтобы вести дела чётко?
В матчасти. Любому человеку в индустрии, особенно в музыкальной, нужно как можно быстрее научиться процессам работы этой самой индустрии. Что такое стриминг? Как на нём на самом деле зарабатывают? Как формируется цена стрима на самом деле? Что такое райдер? Кто такой технический директор? Как выглядит план коммутации сцены? Чем ремикс отличается от кавера?
Что-то можно почерпнуть из профильных каналов в Telegram. Что-то из разговоров с представителями индустрии. Что-то на практике.
С кем бы хотели поработать в будущем?
Я бы перефразировал с «кем» на «чем». Мне всегда было интересно работать с нестандартными историями, в которых есть место для профессионального вызова. И которые по итогу являются чем-то не стыдным.
Можете ли вы наслаждаться музыкой без размышлений о работе?
Тут на самом деле две стороны медали.
С одной стороны, профессиональная деформация научила слушать любую музыку, избавив от ханжества и прочих барских стремлений к интеллектуальному превосходству над плебсом, позволяющим себе слушать чартовые хиты.
С другой стороны, профессиональная деформация заставляет время от времени не музыку делить по категориям «нравится» и «не нравится», а анализировать материал по принципу «рабочий» или «нерабочий».
За что любите свою работу?
За комьюнити.
Иногда оно бывает токсичным, иногда любит разносить сплетни и скандалы. Но подавляющее количество времени творческие индустрии — замкнутый и немножко закрытый круг, в котором все друг друга знают лично или заочно. Люди обращаются друг к другу за помощью, советом, чьим-нибудь контактом.
И при этом все комьюнити — это совокупность разных тусовок и компаний, каждые из которых живут в своем отдельном мире. И их соприкосновение порождает настоящую магию.
За что не любите?
За неопытность в каком-то смысле.
Наша музыкальная индустрия сегодня находится в состоянии очень молодом. Мы только развиваемся и учимся быть уникальными и крутыми. Посему тут очень легко словить звезду, уверовав в непоколебимость собственной крутости. Как только у тебя что-то получилось в карьере, сразу появляется абсолютно не иллюзорный шанс ощутить себя крестоносцем, эдаким светочем и маяком индустрии с особой миссией. Это служит источником 99 проблем из 100.
Что пожелаете начинающим специалистам?
Беседовала Валерия Сдобникова
Комментарии к «Go по работам: юрист по интеллектуальной собственности про народные представления о профессии, молодую музыкальную индустрию и Гарри Поттера»