Импрессионизм — направление, зародившееся в мастерских французских художников во второй половине XIX века. Его представители ставили перед собой задачу запечатлеть мир в его естественности, подвижности и неидеальных формах.
Новаторство импрессионизма заключается в двух вещах. Во-первых, он противостоял салонной академической живописи с её античными, религиозными и историческими сюжетами, а значит, изображал реальный и понятный мир.
Во-вторых (опять же, в противовес «отшлифованному» академизму), импрессионисты активно использовали такие приёмы, как блики, сочетания тёплых и холодных цветов, игра теней и ослабление композиции, благодаря чему их произведения создают ощущение «замыленности» взгляда.
Импрессионизм ассоциируется с классикой искусства: картины Эдуара Мане, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Пьера-Огюста Ренуара, Клода Моне давно признаны на выставках и аукционах и не вызывают ощущения чего-то невероятно новаторского или эпатажного. Однако так было не всегда. Импрессионизм, как и многие хорошие вещи в искусстве, начался со скандала.
В 1863 году один из основоположников импрессионизма Эдуар Мане выставляет знаменитый «Завтрак на траве» на так называемом Салоне отверженных — выставке картин, которые не приняли на главную выставку года — Парижский салон. Но даже там на работу Мане обрушивается критика, художника обвиняют в плохом вкусе, отсутствии мастерства и развращённости.
Однако механизм запущен — многие художники устали от академических норм, скудности сюжетов и иерархии в художественном мире. В 1874 году проходит первая самостоятельная выставка импрессионистов, которую громят критики. В этом же году один журналист случайно изобретает термин «импрессионизм», обозвав группу художников импрессионистами (от названия полотна Моне «Впечатление. Восходящее солнце» — Impression. Soleil levant) — то есть «впечатляльщиками» без всякого романтического флёра.
Сложно понять, что страшного увидели критики в невинных цветущих полях, танцующих девушках, парижских бульварах, купальщицах и тому подобном. Работы импрессионистов не затрагивали глубоких философских вопросов, а лишь «схватывали» простую и естественную окружающую действительность, сосредотачиваясь на настроении и моменте.
К импрессионистам иногда причисляют художников, на которых он оказал большое влияние — например, постимпрессионистов Винсента Ван Гога, Поля Сезанна, Поля Гогена, Пабло Пикассо и Жоржа Сёра. Это ошибка: сам по себе импрессионизм просуществовал совсем недолго — с момента первой выставки в 1874 году до 1886-го, когда спустя восемь выставок и множество споров единое течение распалось.
Импрессионисты — это Пьер-Огюст Ренуар, Клод Моне, Эдуар Мане, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Фредерик Базиль и чуть-чуть Поль Сезанн, а ещё — Мэри Кэссетт и Берта Моризо: импрессионизм был одним из первых течений, «впустивших» к себе женщин.
1 комментарийОб авторе материала:
Галя Журавлёва, изучала музейное дело в СПбГУ, водит экскурсии по Петербургу.