Новости

Константин Сомов: буффонада Серебряного века

Назад в XVIII век

При упоминании имени Константина Сомова в голове сразу всплывают картинки с балами, маскарадами, прогулками по тёмным аллеям. И всё это — в пышных кринолинах, париках и с веерами. Художник любил изображать жанровые сценки, рассказывающие о жеманном и куртуазном мире XVIII столетия.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Взгляд, устремлённый в прошлое, — то, что роднит всех представителей «Мира искусства».

Работы Сомова хочется рассматривать во всех деталях: с невероятным усердием художник прописывал бантики на туфлях барышень, цветы в идеальных открыточных садах, ухоженных миниатюрных собачек. В этом кроется, с одной стороны, усмешка, а с другой — тихое любование таким странным и далёким миром, больше напоминающим декорацию.

Расположение героев «галантных сценок» вызывает ассоциации с театральным представлением.

Многие искусствоведы отмечают влияние на Сомова таких мастеров, как Антуан Ватто, Жан-Оноре Фрагонар, Жан Огюст Доминик Энгр, Гастон Ла Туш, Ян Вермеер, Михай Зичи. А вообще художник три года учился у Ильи Репина, но это, конечно, не так уж заметно.

Антуан Ватто. Любовная песня
Фото: wikidata.org
Гастон Ла Туш. Флоксы
Фото: artchive.ru
Жан-Оноре Фрагонар. Качели
Фото: wikiwand.com

Ключевые темы в произведениях Сомова — любовь и смерть. Причём последняя зачастую показана сквозь призму всё того же карнавала.

Фото: artchive.ru

Всё хорошо, прекрасная маркиза

Ещё одной важной главой в наследии Сомова является создание иллюстраций к сборнику фривольных текстов «Книга Маркизы».

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru

Каков сборник, такова и графика: по словам искусствоведа Алексея Сидорова, художник позволил себе всё, от чего воздерживалось русское искусство. Но, заметьте, сделал он это изящно и со вкусом: картинки, конечно, не для скромных, но сколько в них эстетики и чувственности!

Эрих Голлербах, критик:

«Здесь, как в некоем фокусе, сосредоточился и утончённый ретроспективизм, и модный эротизм эстетического мировосприятия, отразился мечтательный культ XVIII века, с его очаровательным бесстыдством, фривольностью и напряжённой чувственностью».

Сам Сомов был не очень доволен своей «Маркизой», называя графический цикл «продажной, несерьёзной вещью». Тем не менее, он принёс ему огромную популярность: будоражащий умы неприкрытый эротизм обеспечил художнику титул смельчака и провокатора.

Как мы и говорили выше, Сомов много работал и в других направлениях. В карусели вы найдёте ряд его произведений, которые заслуживают безусловного внимания.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Оставьте комментарий
Рекомендации