Десятилетие началось с небывалого прорыва. Юная певица Алсу родом из Татарстана заняла второе место на конкурсе «Евровидение» с песней «Solo». В стремительном взлёте красавицы публика усматривает влияние отца — вице-президента нефтяной компании. Конечно, без солидных вложений в клипы и эфиры не обошлось, но результаты голосования получены честно и по заслугам. Заслуженная артистка Татарстана Алсу сохраняет имидж недотроги и исполняет мирную, бесконфликтную поп-музыку.
Продолжатели традиций русского рока, «Король и Шут» раскачивали сцену с 1996 года. Но настоящая слава обрушилась на группу панков-сказочников во главе с харизматичным Горшком в 2000-х, когда команда блистала на массовых фестивалях. «Проклятый старый дом» протаранил хит-парады и радиоэфир, снятый за один день клип активно крутился по MTV. Некоторые песни «КиШ» стали почти народными.
Проект «Фабрика звёзд» с его рефреном «Круто ты попал на TV, ты звезда, ты звезда» положил начало новой эпохе в отечественном шоу-бизнесе: отныне кумиров поколения можно лепить в рамках реалити-шоу, как на конвейере. В 2020-м в первой «Фабрике» победил бойз-бэнд «Корни», курируемый продюсером Игорем Матвиенко. Жаль, карьера многих выходцев проекта не продлилась долго, но «Я теряю корни» осталась напоминанием о легкомысленной эпохе, когда силой телевидения каждый мог стать знаменитостью на 15 минут.
После явления Децла русский рэп делает качественный скачок в новую эпоху. Пионеры — «Каста» из Ростова. Влади, Шым, Хамиль и Змей задали новый стандарт искренности и серьёзности подхода, проложив дорогу целой обойме рифмоплётов и битмейкеров из провинции. Группа сознательно отказалась от рэперской атрибутики и начала создавать поэтический рэп с претензией на поэзию, поэтому треки о том, что «есть вещи на порядок выше», не стыдно слушать и тем, кто прохладно относится к хип-хопу.
Харизматичный Григорий Лепсверидзе начал карьеру с пения в сочинских ресторанах. Сократив фамилию и перебравшись в Москву, герой пост-шансона выдал несколько эпохальных шлягеров. «Рюмка водки на столе» — на многие годы фаворит караоке и корпоративов, мужественная ода национальному напитку. Публику покоряет не только филигранно выбранная тема, но и вокальный диапазон звезды. Лепс хоть и эстрадник, но не прочь подпустить в репертуар блюза и рока, поёт на разрыв и на ура записывает песни Высоцкого.
Новая социальная страта — «офисный планктон» — получила собственный гимн. Менеджеры среднего звена ломятся на концерты «Ленинграда», чтобы оторваться по полной. Группу возглавляет бузотёр-скандалист Сергей Шнуров, который издевается над безликими клерками, смело используя ненормативную лексику. При этом его собственный ценник постоянно растёт, он ведёт дела собственного лейбла, а мелодия к фильму «Бумер» становится самым популярным (и коммерчески успешным) рингтоном десятилетия.
Интеллигентная питерская группа «Полюса» умудрилась вместить в свой хит, гремевший на MTV, самые злободневные темы своей эпохи. Клонирование, космические станции, антитеррористические операции, большой оклад, клубные тусовки — всего этого герою песни не надо. Зато — «Такая тема — врубайся, страна, — люди хотят поэзии на!». Настоящая квинтэссенция середины благодатных 2000-х, когда пресыщенное общество уже не хотело ни о чём думать.
Рок-кумиры прошлого изрядно потускнели, и на фоне всеобщего оскудения идей вперёд вырвалась группа «Звери» во главе с Ромой Зверем, способная производить гимны, под которые легко прыгать хоть целым стадионом. «Районы-кварталы» — образцовый боевик середины 2000-х, «ярко-жёлтые очки и два сердечка на брелке», покоритель телевидения и радиостанций. Канал «Муз-ТВ» шесть лет выдавал «Зверям» титул лучшей группы. Рома Зверь пел с характерным придыханием и наслаждался статусом рок-звезды от народа.
Нижегородская группа, названная по имени голливудской звезды, записала демо-альбом в родном городе. Кассета попала в руки московских продюсеров. Клип «Прасковья», снятый в Ялте и Гурзуфе, стал национальным хитом. Дальше были саундтреки «Ночного дозора» и «Папиных дочек» — и выступление перед Квентином Тарантино.
Песенка «Гитар» с её цыганско-балканской задушевностью и нарочито ломаным английским текстом похожа на набросок Бреговича к несуществующему фильму Кустурицы. Пётр Налич — певец-романтик с боснийскими корнями, который первым из российских артистов сумел прославиться не через телевизор, а с помощью интернета. «Гитар» заложила стандарт для хипстерской пародийной эстрады и дал возможность своему автору продолжать писать подобные диковинки. И даже в итоге выступить на «Евровидении».
Текст: Игорь Цалер
Оставьте комментарий