После знакомства с девушкой и семьёй наставало время свататься. В XIX веке дворяне подходили к вопросу по-деловому: весь процесс напоминал переговоры, главной темой которых были деньги. Чаще всего хватало одной встречи, но если ситуация была трудной (например, когда невеста — бесприданница), то могло потребоваться несколько заходов.
Кроме того, требовалось соблюсти этикет: не свататься к младшим дочерям, если старшие ещё не выданы замуж. Лев Толстой нарушил негласный запрет, и его жену лишили приданого.
В тех случаях, когда сватовство проходило гладко, жених быстро получал согласие родителей. После этого он мог часто появляться в доме будущей супруги и много времени проводить в её обществе. А другим неженатым мужчинам вход становился заказан.
Никто не скрывал, что наибольший интерес представляет материальная сторона брака. Было нормой поинтересоваться, сколько денег у жениха и насколько щедр отец девушки. И если мужчине иногда удавалось пустить пыль в глаза и показать истинное положение дел уже после свадьбы, то невестам приходилось предъявлять приданое до брака.
Такая традиция существовала в купеческой среде. После осмотра приданое укладывали в сундуки и отправляли в дом к будущему мужу.
В приданое обычно давали одежду, украшения, мебель, предметы домашнего обихода. Аристократы предпочитали вечные ценности — деньги и недвижимость.
По закону приданое было собственностью женщины, супруг не мог его промотать или заложить. Зато тесть мог: в отдельных случаях имущество изымали за долги отца. Если жена умирала, не оставив наследников, то родители были вправе потребовать приданое назад.
Над тем, как праздновать свадьбу, жениху с невестой почти не приходилось ломать голову. Им были неведомы проблемы современных молодожёнов, которые придирчиво выбирают кольца и наряды, продумывают сценарий торжества и подбирают команду исполнителей.
С одеждой всё было просто. Жениху полагалось быть во фраке и при белом галстуке, невесте — в белом платье, в длинной тюлевой вуали и с венком из искусственного флёрдоранжа.
Свадебный день тоже проходил по единому стандарту. Примерно за десять дней родители невесты рассылали приглашения, в которых указывалась церковь и место проведения торжественного ужина. Первым в храм приезжал мужчина, оттуда он отправлял шафера с букетом белых цветов для невесты. В его сопровождении девушка прибывала на венчание. Родители оставались дома, благословив дочь перед дорогой.
С венчания молодые уже ехали вместе. Торжественный ужин устраивался обычно за счёт родителей жены. Столы ломились от горячих и холодных закусок, фруктов, шоколада, мороженого, пирогов.
Люди попроще предпочитали кухмистерские — столовые с залами для танцев и гостиными для отдыха. Хозяева предлагали заказчикам полный комплекс услуг вплоть до того, что приглашали «свадебных генералов» — подставных лиц, которым платили за присутствие на банкете. Иметь среди гостей высокий чин было шиком.
После застолья молодые отправлялись в свадебное путешествие. Если денег хватало — в Италию или Францию, если с финансами было туго — куда-то за город. Петербуржцы любили ездить в Иматру: Финляндия входила в состав Российской империи и в то же время соответствовала европейским стандартам.
На рубеже XIX и XX веков нравы стали проще, пиршества вышли из моды и гостей стали приглашать на так называемый свадебный чай. Авторы книги «Правила светской жизни и этикета» поучали:
Бывало, что молодожёны уезжали сразу из-под венца, и тогда обходилось вообще без застолий.
Продолжение следует. О других увлекательных историях дореволюционного Петербурга читайте в наших текстах.
Оставьте комментарий