Саша (Марк Эйдельштейн) живёт с мамой (Евгения Громова), которая каждый день спрашивает его о поступлении в университет на «серьёзную» профессию. Но на самом деле парень обожает граффити, отлично рисует, а ещё пытается найти отца, чтобы поговорить с ним. Ведь в своей неуверенности он винит именно его. Придя расписывать стену в детскую больницу, Саша знакомится с девушкой по имени Женя (Мария Мацель), которая ходит к психиатру, так как испытывает панические атаки и стеснение при незнакомых людях, из-за чего может потерять способность говорить. Однако на удивление девушка сама проявила инициативу при встрече с главным героем, и у подростков начался роман.
Саша обычный подросток. Он не хочет взрослеть, поступать в университет, заводить отношения с девушками. Источник всех его проблем и нерешительности — это отсутствующий отец. А всё, что необходимо мальчику, он узнавал от некоего дяди Ромы. Тот водил его на рыбалку, а также пытался найти в подростке советчика в вопросах любви к женщине и ухода от жены. На роль отца дядя Рома, конечно, не сгодился бы. Ещё у Саши есть 30-летний друг Макс, с которым парень занимается граффити и даже зарабатывает на этом. До поры до времени кажется, что герой видит фигуру отца именно в нём, пока не узнаёт о его мимолётной связи с матерью.
К слову, винить только отца в Сашиной нерешительности было бы несправедливо. Отношения главного героя с собственной матерью больше похожи на дружеские. Режим «Мама» включается лишь в критические моменты, которые касаются поступления сына в университет и запрета на встречу с отцом, которого так отчаянно ищет Саша. В остальном мама героя похожа на подростка: скрывает от сына, что курит, стесняется своих ночёвок вне дома, по-детски обижается, если что-то идёт не по её сценарию.
Отсутствующий отец — первый маркер, которым отмечает режиссёр Юлия Трофимова современное поколение. И действительно, многие современные молодые люди росли без отца, из-за чего испытывали трудности в отношениях со вторым родителем, а также сложности при социализации. Но Трофимова не делает из этого драмы и не обещает, что встреча с папой и какой-никакой разговор с ним хоть что-то решат, а не добавят новых проблем. Саша тому пример.
Второй маркер — это вечное назидание со стороны взрослых — нужно скорее определяться в жизни, а главным выбором здесь является, конечно же, университет. «Какие планы на будущее?», «Ты решил, куда будешь поступать?» — с этими вопросами к Саше приставал каждый. Мама — потому что не видит в увлечениях сына граффити ничего серьёзного. Отец — потому что он совсем не знает своего ребёнка и хоть как-то пытается поддержать разговор, даже сверстники — то ли оттого, что сами не видели для себя другого пути, то ли для галочки, из любопытства. Главный герой выглядел белой вороной, потому что даже не слышал о Мухе, художественном училище, которое вполне могло бы стать ответом на все глупые вопросы.
Наконец, третий маркер — ментальные расстройства, которым зумеры уделяют особое внимание, осознанно занимаются их лечением. Но Трофимова нагружать ими Сашу не стала, хотя отсутствие отца уже само по себе является травмой. А вот девушка Женя, с которой герой знакомится возле кабинета психиатра, страдает паническими атаками и болезненной стеснительностью, из-за которой может потерять дар речи. Но почему-то именно с Сашей Жене хочется заговорить первой, и им удаётся найти общий язык.
К слову, что остаётся вечным и вне поколений, так это первая любовь, которая показана здесь робко и невинно. Это не та любовь, от которой захватывает дух и кажется, что она на всю жизнь. Это не та любовь, которая ломает и до неузнаваемости меняет ещё совсем юные души. «Страна Саша» рассказывает о первой любви как о чём-то нежном, неповторимом, но безумно лёгком, о чём хочется вспоминать не с горечью, а с радостью. В традиции российских фильмов о подростках — такой взгляд, безусловно, в новинку. Да и сам отход в сторону наивных мелодрам непривычен для отечественной киноиндустрии.
«Страна Саша» хоть и оставляет приятное послевкусие, всё же кажется несовершенным, как и первая любовь в 17-18 лет. Отсутствие воздуха, быстрые скачки между локациями, странный и нелепый слом четвёртой стены, когда Саша говорит со зрителем, шероховатости драматургии — всё это издержки режиссёрского дебюта. Или же будем считать это авторской задумкой для поддержания основной идеи фильма. Ведь в конце концов лента вызывает тёплые чувства. Из-за этого сложно её ругать.
Комментарии к «Первая любовь в эпоху зумеров: рецензия на фильм «Страна Саша»