От глубинной психологии к вселенским вопросам
Несмотря на то, что большинство фильмов Нолана – это масштабные картины с огромным бюджетом, режиссёр покорил зрителей не столько экшен-сценами и спецэффектами, сколько своими сюжетами. Истории автора – это целые исследования окружающей нас действительности, рассказывающие как о психологических проблемах внутри человека, так и сложных процессах во вселенной.
Каждая новая идея для Нолана – это эксперимент, который он не боится показать массовому зрителю. Вместе с героями мы пытаемся разобраться в сути работы времени, в управлении снами или в квантовой теории измерений. Все истории созданы с опорой на науку, что максимально приближает сюжет к реальности. Поэтому рассказ режиссёра воспринимается не как фантастика, а как одна из возможных вариаций жизни, настоящей или будущей. И несмотря на сложность тем, зрители всего мира снова и снова погружаются в нолановские вселенные.
Интересно, что некоторые темы кочуют из фильма в фильм. Например, тема времени: она возникает во всех последних работах режиссёра. Время меняется в зависимости от уровня сна в «Начале», оно по-разному протекает на планетах, показанных в «Интерстелларе», а в «Дюнкерке» действия в воздухе, на земле и на море в течении одного фильма происходят в разные хронологические отрезки. В «Доводе» весь сюжет также завязан на любимой теме режиссёра: главные герои используют инверсию времени, которая поворачивает уже произошедшие события вспять. Именно эта способность должна помочь им спасти мир. При этом принцип работы времени в «Доводе» держится всей съёмочной группой в секрете.
Головоломка для зрителя
Каждый фильм Кристофера Нолана – это загадка, которую зрители разгадывают на протяжении всей картины вместе с героями. Режиссёр создает из своих историй не просто задачку с одним неизвестным, а большое сложное уравнение. Это похоже на многоуровневую систему, где на каждом слое ведётся своё повествование: в «Престиже» это показано через дневник внутри дневника, читая который, персонаж изучал жизненный путь своего конкурента, а в «Начале» – через многоуровневую систему снов.
Однако автор не бросает зрителя в полном неведении и без ответов. С помощью персонажей, а также огромного количества деталей, разбросанных по фильму, он буквально берёт своего зрителя за руку и доводит до финала. В итоге перед нами окончательно складывается история, ломающая все начальные ожидания. Такое повествование заставляет зрителя весь фильм ломаться в догадках, задавать вопросы и искать собственные ответы на происходящее. Именно это делает картины режиссёра фокусом, оторваться от которого просто невозможно. Ведь чем дальше мы смотрим, тем интереснее нам становится.
Реальность вместо фантастики
Такое отображение реальности, как у Кристофера Нолана, было бы невозможным без сложной и детальной технической работы как перед фильмом, так и во врем съёмок. Режиссёр кропотливо продумывает каждую сцену, порой увлекаясь какой-либо идеей не меньше своих персонажей. Некоторые сценарии он прорабатывает годами (например, сценарий фильма «Начало» автор писал около 10 лет). Воплотить же задуманное помогают сложнейшие технические приёмы. В большинстве случаев, они делаются не на компьютере, а с использованием декораций и реквизита. Нолан является ярым противником зеленого экрана и снимает на натуре все, что возможно.
Это касается не только камерных сцен, но и масштабных эпизодов, характерных для классических боевиков: так, в «Тёмном рыцаре» взрывалось реальное здание, которое переделывали под больницу Аркхема, а в «Начале» для создания знаменитой сцены с нулевой гравитацией строили вертикальные декорации, позволяющие крутиться вокруг своей оси. В «Доводе» же зритель увидит настоящий взрыв самолёта, для съёмок которого студия купила Boeing-747. По словам режиссёра, это оказалось намного дешевле, нежели проектировать взрыв с помощью графики. Показ инверсии времени тоже требовал создания сложных технических трюков (даже в двухминутном трейлере это смотрится впечатляюще!). Поэтому, зная репутацию Нолана как мастера зрелищной и реалистичной картинки, мы уже можем сказать, что «Довод» точно сразит зрителя своей визуальной составляющей.
Эффект цвета и звука
Но по-настоящему эффектная картинка была бы невозможна без её главного аспекта – цвета. Все работы Кристофера Нолана консервативно выполнены в одной холодной палитре (кроме разве что чёрно-белого «Преследования»). В первую очередь, это все оттенки синего и серого цветов, белый и черный. Иногда автор добавляет вкрапления жёлтого или оранжевого (как это было в «Бессоннице», где жёлтые шторы и жёлтое освещение комнаты связывались с неспособностью героя Аль Пачино уснуть). Такой подбор цветов создаёт мрачный, пессимистический и запутанный мир, герои которого пытаются решить череду своих внутренних и внешних проблем, при этом не сойти с ума и преодолеть обрушившиеся на них обстоятельства. Ни герои, ни зрители не чувствуют себя в безопасности, и это только обостряет тревожную, а порой и давящую атмосферу.
Такую же функцию выполняет в фильмах и звук. Соединение резких и медленных мелодий и шумов порой приводит зрителя в состояние напряжения и ужаса, таким образом передавая нам всё, что ощущает на экране герой. К большинству фильмов Нолана музыку писал немецкий композитор Ханс Циммер, чьи сложные оркестровые партии идеально вписываются в визуальный ряд. Однако «Довод» в этом отношении станет исключением: музыку к нему писал шведский композитор Людвиг Йоранссон. Обладатель трёх главных премий «Грэмми» 2019 года, Йоранссон был удостоен «Оскара» за саундтрек к «Чёрной пантере». Так что отсутствие уже всеми полюбившегося Ханса Циммера совсем не означает, что музыкальная составляющая стала хуже. В конце концов, звук стал одним из тех факторов, за который «Довод» уже получил звание лучшей картины режиссёра от некоторых критиков.
Нам же, зрителям, осталось проверить все вышеперечисленные доводы, сходив на новый фильм Нолана, который выходит в прокат 3 сентября. А просмотр фильма в формате IMAX обеспечит максимальное погружение в витиеватый мир режиссёра.
Текст — Кристина Ибрагимова
Комментарии к «Почему стоит идти на новый фильм Кристофера Нолана «Довод»