Жюдит (Анаис Демустье) — молодая журналистка, которая собирается взять интервью у Сальвадора Дали (Джонатан Коэн, Эдуард Баэр, Жиль Леллуш, Пио Мармай, Дидье Фламан). Однако великий художник известен своим непростым нравом. Узнав, что интервью для журнала, а не для телевидения, Дали немедленно отказывается от разговора. Ведь его имидж и эксцентричная фигура требует таких же эксцентричных методов — больших кинокамер и снующих повсюду съёмочных групп. Но Жюдит не сдаётся. Она предлагает Сальвадору видеоинтервью, а затем и полнометражный фильм. Конечно, Дали не может устоять. Однако Жюдит всё равно приходится побегать за великим художником в попытках уговорить его сниматься. Пока это всё и вовсе не превратится в сюрреалистичный сон.
Всего за шесть лет Дюпьё успел снять семь необычных и абсурдистских картин. Каждая из них не похожа на предыдущую. Каждая — отдельный анекдот на киноэкране.
«Даааааали!» — вполне закономерная в творчестве французского фантазёра лента. Сальвадор Дали был эксцентричной личностью и даже первым в публичном поле шоуменом. Он, кажется, один из немногих понял, что сделать славу можно не только на своём творчестве, но и на неповторимом имидже. И, к примеру, «Быть Сальвадором Дали» Мэри Хэррон идёт по довольно очевидному пути байопика. Лента фокусируется на отдельном эпизоде из реальной жизни художника. Квентин Дюпьё всё делает наоборот. Никакой журналистки, интервью и кинофильма не было в реальности. Это лишь фантазия, на которую нанизан сюрреалистичный мир. Более того, даже сам Дали — капризный и надменный — скорее всего плод воображения режиссёра и далёк от реального художника. Однако не симпатизировать его образу всё равно невозможно.
У Дюпьё и не было задачи производить биографию Дали достоверно. Весь фокус в том, чтобы погрузить зрителя в мир абсурда, которым и славится личность художника и его работы. Дали может зайти в дверь в одном месте, а выйти в другом. Дали может отказаться давать интервью, колдуя над яичницей, что исчезает на его глазах. Дали может увидеть себя в старости. К слову, художника не случайно играло пять актёров разных возрастов. Этот приём создаёт эффект безвременья этой истории и странности придуманной вселенной. Подмена слегка чувствуется лишь в начале. Уже после первого акта фильма все Дали становятся единым лицом, которое лишь немного изменяется.
Сама же лента устроена довольно любопытно. Линейный сюжет здесь намечен только наброском и почти никак не развивается. Это выглядит как собрание юмористических новелл, которые могут заканчиваться по-разному. А когда Дали оказывается на ужине у знакомого, где священник рассказывает свой странный сон, всё идёт и вовсе по неожиданному пути. Здесь Дюпьё обращается к другому великому мэтру и другу Дали Луису Бунюэлю. В фильме «Скромное обаяние буржуазии» друзья никак не могут вместе пообедать, им каждый раз что-то мешает.
Кажущаяся на первый взгляд бессмыслица поражает своим остроумием и концентрацией отборного французского юмора. Фильм Дюпьё свободен от каких-либо рамок и даже не нуждается в них — здесь и время может пойти вспять, и сон может длиться бесконечно.
Текст — София Маргацкая
Такая фантазия и причудливая история о неудавшемся журналистском материале хорошо раскрывает неординарную личность художника. А Дюпьё аккуратно посмеивается над классическими байопиками, продолжая ломать всевозможные границы мыслимого.