1974 год. Дали (Бен Кингсли) должен в короткие сроки подготовить грандиозную выставку в Нью-Йорке. На художника давит его супруга Гала (Барбара Зукова), которая помешана на деньгах и новых любовниках. Молодой ассистент Джэймс (Кристофер Брини) должен войти в доверие к творцу. Его задача — контролировать, чтобы Дали работал, а не праздно проводил время на нескончаемых вечеринках и балах. Парень начинает крутиться в богемном обществе, из первоисточника познавая удивительный мир Сальвадора Дали.
Мэри Хэррон, известная благодаря своему «Американскому психопату», не впервые экранизирует жизни исторических личностей. На её счету уже есть «Так сказал Чарли» про Чарли Мэнсона и «Я стреляла в Энди Уорхола». Однако в «Быть Сальвадором Дали», кажется, не получилось отстоять авторский стиль и пришлось подстроиться под реалии чисто продюсерского проекта.
Безусловно, в фильме есть сильные моменты. Например, восхитительные Бен Кингсли и Барбара Зукова, играющие сумасшедшую и страстную пару. Или восходящая звезда Кристофер Брини, очаровывающий своим восторженным взглядом. В редких эпизодах особенно радует Эзра Миллер, играющий молодого Сальвадора Дали, — как будто бы роль обаятельного безумца, придумавшего «Постоянство памяти», создана для него. Ставка на актёрскую игру была бы беспроигрышной, если бы драматургия на уровне сценария была более внятной.
Провалы в сюжетной линии не способны спасти ни операторская работа в исполнении Марселя Зискинда, ни художественная работа постановщиков.
Главная проблема фильма в том, что он не держит фокус. Не совсем понятно, о чём в итоге хотела поведать Хэррон. О преданности учеников своему учителю? О том, как стареющая пара безумно любит друг друга, при этом манипулируя чувствами из-за денег и славы? О том, какой великой фигурой был Дали? Или о том, что старика Сальвадора под конец жизни обманывали, продавая его работы, а он просто не хотел всего этого замечать? Все эти темы вскользь показаны в фильме, но ни одна не является центральной. Повествование беспощадно разваливается.
Биография Сальвадора Дали и его жены Галы — безумно плодотворный материал, в котором практически всё придумано. Порой режиссёру нужно просто взять и пойти по классическому пути экранизации, чтобы не разрушить и без того сильную магию великих людей. Ведь мир Сальвадора Дали — это поистине удивительная и феноменальная почва для творчества, в которой есть где развернуться. Мэри Хэррон хотела отойти от стандартных фишек байопика, но в итоге лишь упёрлась в старомодные приёмы.
Кажется, было ошибкой делать главным героем не самого художника, а вымышленного ассистента Джэймса. Задумка была в том, чтобы посмотреть на Дали свежим отстранённым взглядом, но вышло слишком запутанно, многослойно и неуместно.
Остаётся лишь довольствоваться трогательными и нежными моментами, как старик Дали дирижирует ветром, стоя на скале и вспоминая, как он это делал ребёнком. Именно на таких простых и незатейливых сценах можно было бы выстроить гениальный фильм.
Текст — София Маргацкая.
Комментарии к «Дирижирование ветром: рецензия на фильм «Быть Сальвадором Дали»