Действие фильма «Батя 2: Дед» разворачивается сразу в трёх временах. Первое — 90-е, деревня: собирающийся на тот свет дедушка (Евгений Цыганов) после смерти любимой жены и маленький внук Максимка (Андрей Андреев), который попутал все его планы. Батя отправил сына к деду в деревню на лето из-за развода с женой. Для обоих эти три месяца станут незабываемым уроком жизни. Второе время — это воспоминания юности деда (тоже Евгений Цыганов), которые происходят сразу после Второй Мировой. Вернувшись с войны, он отправляется колесить по СССР в поиске жены — фронтовой медсестры, которая спасла от обстрела и оставила на память только имя и фамилию. И пока шальная юность толкает на безрассудные поступки, фронтовика дома ждёт верная подруга Нюра (Анастасия Талызина), страдающая от безответной любви. Третья сюжетная линия переносит зрителя в современность. Уже взрослый Макс (Стас Старовойтов) разводится с женой Ириной (Надежда Михалкова). Но и тут всё идёт не по плану, когда их сын (Севастьян Бугаев) сбегает от нерадивых родителей к дедушке (Владимир Вдовиченков) в деревню. Макс и Ира отправляются следом, а вместе с ними — и их семейный психолог Влад (Степан Девонин), претендующий на сердце Ирины.

Добрая комедия в первой части рассказывала о голодных 90-х и специфических методах отцовского воспитания, а как следствие — о травмах поколения 30-летних и их желании стать лучшими версиями родителей для собственных детей. Во второй части взаимоотношения внука и деда становятся ключевым центром притяжения. Несмотря на свою ярко выраженную скетч-форму — ведь дилогия изначально задумывалась как экспериментальный мини-сериал для мессенджеров и лишь в процессе производства выросла в полнометражное кино, — именно в этих трогательных и смешных зарисовках кроется душа проекта.
Здесь и телевизор, который переключали плоскогубцами, и мультфильмы Disney, и вырезки новостей с Борисом Ельциным, от которых у деда поднимается давление, и сникерс как лучшая награда, и подзатыльники с ремнём за ворованные яблоки — всё, что откликнется тем, кто рос в 90-е и немного позже, проводя лето в деревне у бабушек и дедушек. Дом деда с художественной точки зрения — это настоящее путешествие в прошлое, в детство миллионов людей, которые привыкли засыпать, вглядываясь в узоры ковров на стене. Самое, наверное, главное здесь, что 90-е вовсе не выглядят как главный бич нашей истории.

Сюжетная линия юности деда ностальгически стилизована под чёрно-белое советское кино. В этом измерении разворачивается мелодраматичная история о поиске любви на всю жизнь, которая до последнего держит интригу и в самый ответственный момент ожидаемо совершает разворот на 180 градусов. Спорные ощущения может вызвать разве что эпизод в лагере заключённых с охранниками-снеговиками, когда дедушка рассказывает внуку в мягкой форме, как на севере делал ёлочные игрушки. Но и это не стоит воспринимать слишком высокопарно.
На первый взгляд эта сюжетная линия кажется неуместной, однако в финале без неё невозможно было бы выйти на нужную интонацию и эмоцию. Да и любовные отношения деда, впервые влюбившегося Максимки и уже взрослого Максима многое объясняют в психологических портретах этих героев. Кроме того, это актёрский триумф Евгения Цыганова. Его естественная природная органика по щелчку монтажной склейки (и нескольких часов сложного грима за кадром) меняется на милую неуклюжесть старика. В первом проявлении Цыганов демонстрирует фирменную пронзительность, во втором — неожиданную для него комичность, которая оказалась драматическому складу актёра вполне по зубам.
Без третьего измерения в наши дни невозможно прийти к главным переосмыслениям юности и детства тех, кому немного за 30. И также невозможно было бы увидеть навеки актуальный конфликт отцов и детей, которые в связи с веяниями времени отличаются своими взглядами, но душой остаются похожи. Эта часть сюжета на фоне двух других кажется чуть менее доработанной. Вероятно, потому что авторы несколько заигрались с роуд-муви, любовными треугольниками и шутками на тему осознанности и семейных психологов, без которых ясности ума не достичь. Впрочем, финальная лирическая точка сглаживает шероховатости, и пазл всё равно сходится.
Текст — София Маргацкая
Комедийная составляющая фильма кому-то может показаться устаревшей и неактуальной — стереотипов авторы не избежали, а остроту, так нужной сегодняшнему зрителю, вроде и не пытались искать. Но тем, кто помнит, что такое лето у дедушки в деревне, посмеяться точно будет над чем. Своего зрителя это доброе ностальгические кино несомненно найдёт и обласкает.
Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Telegram в Москве и Санкт-Петербурге. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.
Комментарии к «Ностальгия для миллениалов: рецензия на фильм «Батя 2: Дед»