В родной китайский городок возвращается Лан (Эдди Пэн) — бывший мотоциклист-циркач, который провёл восемь лет в тюрьме по обвинению в непредумышленном убийстве. В поисках заработка Лан соглашается вступить в команду по отлову наводнивших город бродячих собак. Большую награду обещают за бешеного чёрного пса. Лану удаётся поймать одичалого зверя. И кажется, это начало прекрасной дружбы.
Китай, 2008 год. Страна активно готовится к проведению Олимпийских игр, о чём не перестают напоминать ведущие из телевизионных программ. Грандиозное зрелище состоится в Пекине, но периферия к нему явно не готова: красочные рекламные надписи наносятся на грязные стены полуразрушенных домов, стоящих в окружении мусорных завалов.
В родной город возвращается Лан, отбывший восьмилетний срок в тюрьме за непредумышленное убийство. Маленький городок близ пустыни нисколько не изменился за время его отсутствия — всюду царит неприкаянность и безнадёжность. Грядущая Олимпиада предвещает некоторые перемены — власти организуют отлов наводнивших город бродячих собак, а старые здания — в том числе дом Лана — намереваются снести. В этом конфликте прошлого и будущего, а точнее — видимого и кажущегося, начинается рассказ о герое.
Китайский фильм режиссёра Гуань Ху «Чёрный пёс», получивший главный приз в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и выпущенный в российский прокат компанией Artmainstream, не случайно окрестили современным вестерном. В нём на необычной для этого жанра территории уживаются между собой все необходимые компоненты: чуждый миру герой-одиночка, бушующая натура и граница города, которую невозможно переступить.
Немногословный Лан с момента своего появления никогда не теряется в кадре, но всегда держится где-то на обочине, в стороне. Герой, который, по словам соседей, не способен «играть по правилам». Изгой находит друга в себе подобном: объявление о поиске бешеного чёрного пса закадровым голосом произносится во время досконального тюремного осмотра бывшего осуждённого. Два не таких уж страшных зверя подходят друг другу.
Затерянный безымянный город вне времени и пространства, пустынный и продуваемый ветрами. Нашествие бездомных собак в этом фильме — не про экологическую или же социальную катастрофу, а про буйство природных сил. В первом кадре «Чёрного пса» камера неспешно движется по бесконечной пустыне, после чего, на обратной панораме, нескончаемый ветер персонифицируется стаей бегущих собак.
Фильму свойственен натуралистический подход. Камера вглядывается в череду однотипных, пустых, пепельно-серых пространств и в похожих друг на друга людей и находит в них что-то живое, а потому — дикое.
«Чёрный пёс» предъявляет гармоничное сочетание продуманной драматургии и визуальных приёмов. В камерную историю вводится множество действующих лиц с прописанными характерами: мстительный бандит, одинокая девушка-циркачка, отстранённый отец, добродушный сосед-собачник. Сценарная драматургия строится не на подробных диалогах, а на отдельных точных жестах или репликах.
Пространство полуразрушенного и всеми забытого города выстраивается из симметричных и геометрически выверенных кадров, которые нарочито лишены «красивости» или открыточности. Режиссёр Гуань Ху очень внимателен к материалу: там, где необходимо, камера долго всматривается в грязноватую фактуру действительности. Частые панорамы и обратные точки фиксируют всплески проявления натуры — будь то природной, или же внутренней человеческой и животной. А переходы с крупного на общий план меняют статус повествования, когда сюжет из обыденного дорастает почти до трагедийного уровня.
Текст — Мария Шиманская
«Чёрный пёс», среди прочего, предлагает иное прочтение расхожей истории о дружбе человека и собаки. При всех возможных аллегориях и образных сопоставлениях он начисто лишён дешёвой сентиментальности. Фильм отличается очень трезвым, но нежным взглядом на непривлекательную действительность.
Комментарии к «Одинокий дикарь: рецензия на фильм «Чёрный пёс»