1918 год. Эпидемия испанки в самом разгаре. Семья американских аристократов решает переждать кризис в своём поместье. Идиллию нарушает новый повар (Питер Сарсгаард), который отказывается выполнять правила дома и склоняет слуг к бунту. Харизматичный повар очаровывает всех, за исключением хозяина дома (Билли Магнуссен), который не в восторге от новых порядков. Кроме того, чужак явно хранит какие-то секреты.
1918 год. В богатом особняке на маленьком американском острове обосновывается семья из четырёх человек с необходимым штатом прислуги. Мир меняется на глазах, Великая война ещё не закончилась, а вместе с ней приходит новая напасть — смертельный вирус испанского гриппа. Заводы, фабрики и магазины закрываются, пути сообщения перекрыты. Аристократ и по совместительству журналист пишет из роскошного поместья разоблачительные репортажи о бедствиях, бунтах, бессилии президента и его власти. Тяготы простых людей (бедных, цветных, иммигрантов и далее по списку) его интересуют ровно так же, как и снимающих о нём режиссёров. То есть не интересуют совсем.
События фильма «Идеальный лжец» (или же «Переворот» в точном переводе), выпущенного в российской прокат компанией «Про:взгляд», разворачиваются более века назад, но затрагивают явно день сегодняшний. Переломная эпоха, конец войны — всего лишь предлагаемые обстоятельства, немного другие декорации и костюмы.
Набор актуальных, острых, социально значимых тем за минувший век почти не изменился. Карантин и изоляция в разгар буйства испанки недвусмысленно намекают на недавнюю пандемию. В список тем закономерно встраиваются бедность, безработица, социальное неравенство и неопределённость статуса женщины. И по всем пунктам фильм проходится основательно, в едином ироническом ключе.
«Идеальный лжец» — искромётная комедия, которая порой искусно притворяется социальной или же костюмной драмой. Ведь лучший способ выявить иллюзорность, шаткость и нелепость социальной иерархии — изолировать главных действующих лиц и вглядеться повнимательнее: в этом мире люди отличаются друг от друга лишь костюмами. Установленный порядок распределил роли людей по чину, но в благопристойное хозяйство вторгается чужак, устраивающий свою игру.
«Идеальный лжец» — очень американский фильм с верой (не исключающей, впрочем, насмешку) в демократию, выборы и силу слова. При этом в нём отчётливо видны английские следы — в построении драматургии, внимании к отдельным жестам и репликам и отношении к социальным различиям. Один из режиссёров, дебютант Джозеф Шуман, будучи студентом, неплохо изучил классическую английскую литературу.
«Идеальный лжец» предстаёт удачной пародией на «Аббатство Даунтон» — британский сериал с совершенно другой историей о взаимоотношениях слуг и господ, действие которой разворачивается в ту же эпоху. Пока англичане при любых обстоятельствах сохраняют благопристойный вид и строгий домашний уклад, американские соратники «идеального лжеца» при первой же возможности нарушают весь неписанный свод правил, достают из закромов выпивку и до поздней ночи режутся в карты. От вида турецкого водителя, распевающего песни лёжа в господской ванне, чопорного дворецкого Карсона из Даунтона хватил бы удар.
История — это прежде всего чёткая, внятная и последовательная драматургия. Фильм состоит из отдельных законченных сцен, часть из которых превращаются в самостоятельные анекдоты. В фильме минимальное количество акцентных приёмов, и все они работают исключительно на сюжет комического противостояния: широкие панорамные кадры с незыблемыми громадными постройками иллюстрируют утрату и возвращение власти; острые ракурсы фиксируют дестабилизацию в отношениях хозяина и слуги. А классическая музыка в отдельных эпизодах усиливает комический эффект (чего только стоит вагнеровский траурный марш в сцене почитания незадачливого охотника-вегетарианца).
Текст — Мария Шиманская
«Идеальный лжец» — негромкая, симпатичная и остроумная комедия. Наблюдение за непрекращающимися стычками господ и слуг во время карантина оказывается занятием на редкость увлекательным.
Комментарии к «Порушенная иерархия: рецензия на фильм «Идеальный лжец»