Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.

Болезненное воспоминание: рецензия на фильм «Объясни мне, любовь»

Классик и революционер немецкого кинематографа Маргарете фон Тротта вновь снимает кино о женщинах, которых, очевидно, знает лучше всего. В центре сюжета — непродолжительный, но травмирующий роман писателей Ингеборг Бахман и Макса Фриша. Фильм, похожий на сон, исследует не столько любовь, сколько независимость. Премьера ленты состоялась на 73-м Берлинском кинофестивале. Ещё больше обзоров премьер и рецензий на фильмы ищите у нас на сайте в разделе про кино.

18+
636
«Объясни мне, любовь»
Фото: avatars.mds.yandex.net

Ингеборг Бахман (Вики Крипс) и Макс Фриш (Рональд Церфельд) настоящие звёзды германоязычной литературы, которые оставили после себя великолепное культурное наследие. Впервые они встречаются летом 1958 года в Париже. Между ними вспыхивает страстный роман. Пятилетние отношения двух творческих натур ни к чему хорошему не приводят. Гармонию и взаимопонимание постепенно побеждают ревность, борьба за карьерные успехи и амбиции. После разрыва Бахман пытается проанализировать свою болезненную привязанность к Фришу.

Фото: watchaut.film

Маргарете фон Тротта ещё в 60-е годы объявила себя феминисткой. Жизнь Ингеборг Бахман она как режиссёр могла рассмотреть с любой стороны, ведь в ней немало интересных событий. От романа с Паулем Целаном — известным австрийском поэтом, который бросился в Сену, — до трагичной и одновременно кинематографичной смерти от пожара из-за непотушенной сигареты. К слову, тлеющий окурок и курящая в постели главная героиня — часто повторяющийся троп в «Объясни мне, любовь». Для тех, кто знает биографию писательницы, это верный знак — всё закончится трагично. Любовь между Бахман и Фришем вспыхивает и сжигает их обоих заживо.

Маргарете фон Тротта берёт за основу непростой, но относительно спокойный период в жизни писательницы. В период отношений с Фришем у Бахман происходит карьерный взлёт, который и является одной из причин расставания. Казалось бы, в биографической драме выразить что-то кардинально новое почти невозможно. Но режиссёр фокусируется не столько на отношениях: они скорее фон, события, которые помогают заглянуть глубже.

Вся фабула вертится вокруг женщины, которая влюбилась, которую предали, которая смогла освободиться.
Фото: kinopoisk.ru

Любопытно, что Макс Фриш в исполнении Рональда Церфельда кажется немного комичным. Он — нарцисс и абьюзер, готовый бросить к ногам всё, а потом невзначай и эгоистично сообщить о расставании. Но при этом его ревность глупа и нелепа, как громкое стучание по клавишам пишущей машинки.

Мужская фигура остаётся где-то на задворках драматургии. На контрасте с ним Ингеборг Бахман предстаёт волшебной нимфой. Новая звезда европейского кино Вики Крипс крайне органична в этой роли. А её вспыхнувшая независимость даже через экран сильнее болезненных чувств.

Вся лента построена на параллельном повествовании. Одна часть погружает в эпизоды любви и ревности героев: нежные диалоги по телефону и страстные сцены нелюбви.

Фото: kinopoisk.ru
Маргарете фон Тротта находит для невыразимых чувственных материй точные воплощения.

Преимущественно через телесность: прикосновения, объятия, хватания за руки, взгляды. Трогательные и болезненные эпизоды решены очень простыми средствами и отстранённой камерой. За счёт этого интимность и чувственность притупляется. А у зрителя появляется возможность уже с самого начала увидеть, что с этими отношениями что-то не так.

Вторая часть повествования позволяет приблизиться к анализу разрыва именно с точки зрения героини, которая отправляется в путешествие мечты — в Сахару. Пустыня здесь предстаёт и символом чего-то испепеляющего, местом, в котором невозможно утолить жажду. Но и одновременно символом светлого очищения, пустоты, в которой можно построить новое. Там Бахман исследует природу брака и признаёт его вред для собственной карьеры. Там же она открывает новые границы своей сексуальности.

Параллель жизни и её анализа может поначалу запутать, ведь время в фильме кажется застывшим. Но роман с Фришем — мрачное воспоминание, застрявшее где-то в тёмных комнатах. Новая глава жизни и путешествие через пустыню — пустое, почти потустороннее пространство с ярким солнцем. Оно похоже на сон, в котором, если сломать четвёртую стену, магия кино не разрушится. Оттого финальный эпизод с Вики Крипс трогает сильнее всего остального.

Фото: kinopoisk.ru

Текст — София Маргацкая

Какой бы грустной не показалась история, в ней всё же есть путь к свету. В ней личность побеждает любого рода зависимость, а здравый смысл ставится во главу угла. Так поэтично о любви и разрыве давно никто не говорил в кино. Хотя, наверное, когда речь о писателях, иначе быть и не может.

Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+
Воспользуйтесь промокодом КУДАГО и получите скидку 20% на билеты. Реклама. ИП Романенко Олег Иванович. ИНН 771471613250.
Смотреть расписание

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Дополнительная информация

Возрастное ограничение
18+
Опубликовано ID50632

Комментарии к «Болезненное воспоминание: рецензия на фильм «Объясни мне, любовь»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!

Рейтинг страницы 0 из 5 (0)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!