Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.

Рукописи не горят: рецензия на фильм «Мастер и Маргарита»

Фильм по мотивам романа Михаила Булгакова в очередной раз доказывает, насколько неподъёмная задача стояла перед режиссёром и сценаристом. Перекладывать текст романа на киноязык — сложная и кропотливая работа. Тем не менее режиссёр Михаил Локшин и сценарист Роман Кантор находят несколько приемлемых решений и возможностей для экранизации. О новых смыслах произведения, а также о глобальных и различиях с первоисточником читайте в нашей рецензии. Ещё больше увлекательных материалов про мир кино, обзоров премьер и рецензий на картины ищите у нас в разделе.

18+
626
«Мастер и Маргарита»
Фото: kinopoisk.ru

1930-е годы. Москва. В одном из столичных театров идёт подготовка к спектаклю «Пилат», основанном на пьесе безымянного драматурга Мастера (Евгений Цыганов). Внезапно премьеру отменяют, постановку вычёркивают из репертуара, афиши срывают, а Мастера приглашают на унизительное заседание, где его обвиняют в антисоветской пропаганде. Освистанный писатель покидает заседание, чтобы после превратить свою пьесу в амбициозный роман. Тогда же он встречает Маргариту (Юлия Снигирь), которая становится и вдохновительницей, и чуть ли не главным редактором рукописи. Описанные в романе фантастические события, героями которых являются Воланд (Аугуст Диль) и его свита, постепенно сливаются с реальностью.

Фото: kino-teatr.ru

С 2018 года новая экранизация «Мастера и Маргариты» откладывалась несколько раз по разным причинам — то менялся продюсерский состав, то режиссёрское кресло пустовало, то пандемия помешала. Наконец, Михаил Локшин и Роман Кантор, которые уже вместе работали над «Серебряными коньками», решили рискнуть и взвалить на себя амбициозную и почти неподъёмную задачу. Ведь литературный текст загадочного и мистического романа Булгакова трудно поддаётся экранизации — в нём сплетаются множество миров и философских смыслов, для которых сложно найти точные визуальные образы, а главное — какую-никакую хронологическую последовательность. «Мастер и Маргарита», претерпев множество редакций, в итоге оказался романом в романе с биографическими отсылками к жизни Булгакова и фантастической составляющей. Возможно ли это вместить в хронометраж в два с половиной часа?

С этой задачей пытался справиться Владимир Бортко, когда создавал одноимённый мини-сериал 2005 года, который практически не отступал от текста романа. Локшин и Кантор в свою очередь решили опустить некоторые детали оригинала, чтобы создать на экране более компактную и структурную фактуру, которая, несомненно, отличается от булгаковского текста.

Авторы на авансцену выставили отношения Мастера с Маргаритой и борьбу писателя с советской цензурой, которая отсылает на события из жизни самого Булгакова.
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Переосмыслить трикстеров — Воланда и всю его обворожительную свиту — получилось наполовину. Возможно, из-за сюжетного отбора — героям досталось не так много экранного времени. Коту Бегемоту оставили крылатую фразу про примус, Азазелло остался где-то на задворках и удостоился внимания лишь в эпизоде вручения крема для Маргариты, Гелла в лице фактурной Полины Ауг молчалива и хитра, впрочем, как и в тексте. Лучше всего в новой версии получился Воланд — великолепный и как нельзя лучше подходящий на эту роль немец Аугуст Диль. Коровьев-Фагот в чудаковатом исполнении Юрия Колокольникова, которому костюм в клетку к лицу, вышел немного карикатурно, оставляя лавровый венец первенства Александру Абдулову из экранизации Бортко.

Ключевым отличием новых «Мастера и Маргариты» от первоисточника является сама фабула. Авторы проекта придумывают новый заход с театром, а всю чертовщину выводят на уровень вымысла, оставляя реальность внутри фильма максимально приземлённой. Эпизоды в Ершалаиме же оказались проходными, хотя у Булгакова они несут важные экзистенциальные смыслы. Почти два с половиной часа зритель находится в ожидании, когда же все эти миры сплетутся воедино и наконец-то заиграют в унисон, когда страницы выдуманного романа оживут и станут явью. Авторы по фильму используют один и тот же приём, где герои читают роман и как будто визуализируют его, пока прототипы бесов шутят и намекают, что вот-вот начнётся действие.

«Эксмо» выпустили специальное издание книги с фотографиями со съёмок, приуроченное к выходу ожидаемой вольной экранизации романа Булгакова.
«Эксмо» выпустили специальное издание книги с фотографиями со съёмок, приуроченное к выходу ожидаемой вольной экранизации романа Булгакова.
«Мастер и Маргарита» — кино довольно зрелищное и яркое. В точку попадает актёрский состав, где даже на самых второстепенных ролях оказываются звёзды не только российского кино, но и европейского.

Костюмы, декорации и антураж удивляют размахом и ничуть не уступают зарубежным блокбастерам. Экранная Москва напоминает скорее не 1930-е, а самый настоящий город будущего, который планировался ещё в СССР, но так и не был осуществлён. В этой Москве есть что-то тревожное и постапокалиптическое с аллюзиями на советский конструктивизм, что хорошо играет в рамках заданной вселенной. Здесь улицы пустые и расплавленные то ли от майской жары, то ли от вытоптанной Тверской на демонстрациях. Вся интеллигенция собирается на закрытых вечеринках, куда вход по спискам, а дьявольская свита пьёт кровь и устраивает балы мертвецов в полнолуние.

Фото: rbc.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Текст — София Маргацкая.

Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+
Воспользуйтесь промокодом КУДАГО и получите скидку 20% на билеты. Реклама. ИП Романенко Олег Иванович. ИНН 771471613250.
Смотреть расписание

Лучшие подборки от редакции KudaGo

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Дополнительная информация

Возрастное ограничение
18+
Опубликовано ID48715

Комментарии к «Рукописи не горят: рецензия на фильм «Мастер и Маргарита»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!

Рейтинг страницы 4 из 5 (63)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!