Штапич (Иван Янковский) к своим 25 годам женился, завёл ребёнка, развёлся, нажил проблем с алкоголем, а ещё обременил себя безденежьем. Как итог — герой оказался на пригородной станции без сознания и с дырой в голове. Спасательный отряд добровольцев, который занимался поисками Штапича, неожиданно становится для него семьёй. В сообществе волонтёров можно стать звездой, найти своё призвание и обрести единомышленников, но пребывание в волонтёрской организации не освобождает от нажитых проблем.
Максим Свешников уже доказал, что умеет заворачивать социальный подтекст в зрительский формат. Вместе с оператором Ильёй Авербахом режиссёр добивается гиперреализма в новой работе. Изображение мрачное и тёмное, многие события происходят ночью, от каждого кадра веет промозглым ветром, сыростью и болью. При этом на драматургическом уровне всё чуточку веселее и более расслаблено. Как будто бы тема не такая уж и серьёзная.
Однако возникает очевидный вопрос: почему поисками людей занимаются обычные волонтёры, а не полиция или МЧС? Почему они должны бросать свои семьи ради помощи другим? Ответ на самом деле прост — в поисково-спасательные отряды идут, как правило, потерявшиеся по жизни люди, как и главный герой. Ничего не ладится, зато есть сообщество, где можно стать героем и сделать доброе дело, даже если благо не основная цель.
Важно, что сюжет разворачивается в уже далёком 2011, когда волонтёрские движения, в том числе «ЛизаАлерт», которое, впрочем, не упоминается в сериале напрямую, только зарождались. Поэтому нет ничего удивительного в том, что герои пользуются бумажными картами и маркерами, а не системой навигации в телефоне. Но пока что карты и старые вагоны электричек — единственная отличительная черта эпохи.
Если у Звягинцева в «Нелюбви» волонтёры скорее были второстепенной, но необходимой линией сюжета на фоне травм и глобальных проблем поколения, то «Плейлист волонтёра» ставит отчаянные поиски и отважное волонтёрство в центр повествования. Причём настолько, что жизнь героев за пределами благотворительности будто бы не существует. Их семьи показаны урывками, как они зарабатывают себе на жизнь и на содержание штаба — тоже загадка.
При всём этом сериал не грешит недоработкой линий героев, серьёзных драматургических дыр пока что не наблюдается. Второстепенные персонажи раскрываются поступательно и по-своему. А самое главное — здесь целая плеяда молодых актёрских лиц, ещё не приевшихся зрителю. Состав подобран грамотно и искусно, что несомненно радует.
Драма «маленьких людей», спасающихся чужими проблемами, разбавлена и детективными нотами. Вертикальный сюжет сериала несомненно сфокусирован на героях и их взаимоотношениях, а вот горизонталь в каждой серии своя — то нужно искать ребёнка, то сбежавших подростков, то взрослых, стариков, мужчин и женщин. И никогда не знаешь ни обстоятельств пропажи, ни результата поиска — жив человек или мёртв. На этом держится интрига каждой серии, а новый поиск не похож на предыдущий.
Градус тревожности и социальной проблематики снижается юмором и бойким монтажом. «Плейлист волонтёра» снят по мотивам романа Мршавко Штапича (псевдоним Артёма Ляшенко, проработавшего несколько лет в отряде «ЛизаАлерт»). В Штапиче от Янковского узнаётся довлатовский герой, а порой выглядывает и балабановский Данила Багров, но более хамоватый и приземлённый. В этой истории обычные люди не строят из себя героев, а просто делают что-то априори правильное и хорошее.
Само название говорит за себя. Авторам удалось собрать воедино плейлист современного меломана — здесь и старые, но любимые хиты Мурата Насырова и Аллы Пугачёвой, и легендарные группы «Пикник» и «Аукцыон», и стихийная музыка вроде Дарьи Виардо и «Дурного вкуса», и мейнстримные Алёна Швец и Dead Blonde.
Текст — София Маргацкая.