Недалёкое будущее, где люди приобрели синдром ускоренной эволюции — в телах выращиваются новые органы, которые могут нести как вред, так и пользу. Но самое главное, что люди больше не чувствуют боли. Из-за этого они вынуждены гнаться за новыми формами удовольствия.
Сол Тенсер (Вигго Мортенсен) и Каприс (Леа Сейду) творческая пара, которая устраивает публичные сеансы хирургического вмешательства, пытаясь превратить особенности новых людей в искусство. Однако на их пути встаёт загадочная Тимлин (Кристен Стюарт), полиция Новых нравов, а ещё мужчина по имени Лэнг (Скотт Спидман) — предводитель загадочной организации, которая заменяет пищеварительную систему на более совершенную и способную переваривать синтетические материалы вроде пластика. Сын Лэнга был уникальным ребёнком, который сразу же родился с желудком нового образца, однако феерическому перфомансу с его вскрытием не суждено было случиться из-за сложных политических игр. Фильм был впервые показан в основной программе 75-го Каннского кинофестиваля.
Дэвид Кроненберг несомненный гений в смеси таких жанров, как нуар, киберпанк и биопанк. Его герои слоняются по тёмным улицам в скрытых одеждах, а главные темы, которые интересуют кинорежиссёра — это препарирование, вскрытие, пересадка органов и создание странных биоустройств. Собственно, лента «Преступления будущего» из этого и состоит. С первым фильмом канадца новая картина не имеет ничего общего, кроме названия и возвращения к корням, к тому, что Кроненберга волновало всегда. Мир данной кинореальности создан в тёмных тонах и футуристических интерьерах.
А предметы быта состоят из каких-то невиданных биологических технологий — например, стул, который помогает людям потреблять пищу, или саркофаг для сна, который избавляет от физической боли, если она всё же присутствует. При этом на фоне разрухи снаружи интерьеры выглядят богато, как и внутренний мир героев, о котором постоянно идёт речь.
Внутренний мир здесь понимается в прямом и переносном смысле. То, что происходит внутри тел героев непосредственно — это тяжёлые физиологические мутации, обусловленные неизбежной эволюцией. Однако превращение органов в искусство, а их изъятие в арт-перфоманс как раз является не просто новой степенью извращения, а смысловой нагрузкой, которую герои ищут, исходя из своих предубеждений. Разговоры об искусстве здесь чуть ли не первостепенны. Звучат они то ли как новое направление, то ли как критика всего современного. Искусство из пустоты, искусство из энергии, искусство из обычных предметов быта — сколько раз мы слышали о скандальных экспонатах в мировых музеях и галереях. Современные творения в «Преступлениях будущего» выходят на новый уровень, ведь теперь человек способен создать произведение из самого себя, из своей плоти. И то ли это умелая сатира Кроненберга над нашей реальностью и преклонением пустоте, то ли это действительно глубокое высказывание на тему того, что возможности человечества безграничны.
Само же препарирование напрямую связано с такими понятиями, как секс, телесность, эротизм. Напряжение между Солом, Каприс и Тимлин достигает точки кипения, но так и не находит выплеска. Эротические сцены заменены на спокойно лежащие обнажённые тела, а сам секс вновь связан с причинением увечий себе или своему партнёру. Это некое подобие садомазохизма, но кто знает, может быть, в будущем удовольствие людей будет связано только с болью. Человеческая природа так и выстроена на противопоставлениях. Классическое же сексуальное взаимодействие ограничено здесь исключительно поцелуем. Сол признаётся, что в «старом сексе» он плох.
Вообще, сюжет «Преступлений будущего» кажется не важным. Интрига и элементы триллера, безусловно, есть — например, противодействие полиции Новых нравов стремительной эволюции человека. Люди не должны знать, что впереди и что будет с их телами. Но с точки зрения организации, в которой состоит герой по имени Лэнг, именно за модификациями пищеварительной системы светлое будущее. Благодаря ей люди смогут питаться отходами и синтетическими материалами, фактически перерабатывать то, что не может проглотить природа. Однако сюжетный твист лишь формальность, которой придерживается Кроненберг, иначе он не сможет говорить на языке кино. На самом деле это очередная насмешка, но только уже над эко-активистами. Либо же новая гениальная мысль, которую режиссёр пытается подселить в головы сильным мира сего.
Так или иначе, Кроненберг вернулся к любимой теме и заложил в неё новые смыслы. Кто-то увидит здесь и автопортрет режиссёра в лице великолепного Мортенсена, кого-то поразят сексуальные наклонности мира будущего, кто-то влюбится в устройство этой научно-фантастической киновселенной, кто-то поддержит или осудит идею с переработкой пластика и не только, а кто-то обретёт здесь новые формы искусства. Каждому Кроненберг подготовил индивидуальное преступление будущего.
Текст — София Маргацкая
Комментарии к «Телесность, чувственность и политика: рецензия на фильм «Преступления будущего»