Фарзане (Таране Алидости) и Джалал (Навид Мохаммадзаде) — обычная супружеская пара, живущая в Тегеране. Фарзане ждёт ребёнка, поэтому временно не принимает препараты от депрессии и тревожного расстройства. Однажды на улице она видит, как её супруг направляется в дом к другой женщине. Но любовному треугольнику случиться не суждено, ведь история оказывается куда сложнее. Фарзане и Джалал встречают своих двойников — Биту и Мохсена. Всем четверым предстоит выяснить, для чего им дана эта встреча и последующие за ней испытания.
Мани Хагиги ещё в названии предлагает зрителю окунуться в странную арифметику — есть пара, умноженная на саму себя. А вычитание по законам жанра подразумевает тех сильнейших, кто останется в живых. Ведь злой двойник и добрый не могут существовать в рамках одной вселенной — кому-то рано или поздно придётся уйти.
Режиссёр, придумывая совершенно нуарную и не очень-то реалистичную историю, довольно стремительно заставляет нас поверить во всё происходящее на экране. То, что казалось фантастикой, быстро становится крайней степенью реальности. Хагиги усиливает гнетущее настроение замкнутыми пространствами — практически всё действие разворачивается в двух машинах и двух абсолютно противоположных по атмосфере квартирах.
Режиссёр виртуозно заворачивает и политический подтекст неспокойного Ирана, где десятилетиями идут протесты, последний из которых связан с правилом ношения хиджаба для женщин. Хагиги указывает на провалы, недостатки и эгоистичность патриархального мира. Бита терпит мужа-абьюзера, а Фарзане практически себе не принадлежит. Но и мужчина, по мнению Хагиги, в патриархальном устройстве страдает не меньше — Джалал вынужден беспробудно работать, чтобы содержать семью, в то время как состоятельный Мохсен не в силах распорядиться своей властью из-за слепого упрямства.
Главное в «Вычитании» — это любопытный мотив двойничества. Супружеская пара сталкивается с собственными клонами, словно всматриваясь в кривое зеркало. Зеркальность здесь работает как портал в иную жизнь. Герои узнают друг в друге свои скрытые желания и страхи, свои несбывшиеся надежды и мечты. Но стекло настолько искажено, что за ним не видно ни горестей, ни боли, которые всегда остаются за кулисами. У одних двойников есть жизнь в достатке и желанный сын, но нет гармонии дома. У других есть забота, любовь, поддержка и взаимопонимание, но всё это теряется за мнимым бегством ради материальных благ. Потому пары терпят разлад и распад межличностных связей.
Персонажи отличаются друг от друга не только обстоятельствами и одеянием, но и мышлением, которое прекрасно считывается через взгляды, мимику и микро-жесты. Эта игра похожа на напряжённую шахматную партию, исход которой непредсказуем.
Впрочем, Хагиги порой заигрывается с сентиментальностью, поэтому излишняя символичность и образность, разросшаяся ближе к финалу, фильму не к лицу.
Текст — София Маргацкая
«Вычитание» — удивительный пример нового иранского кино, которое открыто критикует реалии современного мира. Однако за смелостью высказываний всегда обнаруживаются вопросы вечные и проблемы нерешаемые.