Про старт
Эля: Однажды в TikTok я увидела, как девчонка из Америки создаёт на рамке «что-то типа ковра» какой-то непонятной штуковиной. Мы начали разбираться в вопросе и решили, что в России таким никто ещё не занимается. Потом оказалось, что одна крупная компаний всё-таки была, но на тот момент мы о них ещё не знали.
Я показала это Лёше, он тоже заинтересовался. Мы начали искать такое же оборудование. Все инструкции переводили с английского языка, а поставщиков нашли в Китае.
Лёша: Был какой-то дальнобойщик из соседних братских стран, который купил себе пистолет, чтобы делать ковры дома. Потом наступил ковид, он понял, что эту идею стоит отложить, и выставил пистолет на Авито. Затем оказалось, что мы там были не одни желающие. Но достался он в итоге нам. Возможно, люди не решались покупать оборудование, которое невозможно было проверить. Да и цена была на тот момент высокая.
Про первый ковёр
Эля: Собачка из длинного шарика и ещё Барт Симпсон с голой попой, которого нам потом заблокировали, но залетел он достаточно хорошо.
Лёша: Но мы потом его перезалили. Без попы.
Про название
Эля: Сначала мы буквально за пять минут создали себе логотип, который отражал нашу деятельность: «Очень стильный ковёр».
Лёша: Тогда было в принципе модно так делать. Всех зацепила эта тема с экспресс-дизайном Артемия Лебедева. Всё очень просто, зато сразу понятно.
Эля: Мы очень долго жили с этим названием и не до конца понимали, нравится оно нам или нет. В какой-то момент мы решили, что настала пора что-то менять.
Лёша: Тогда в нашей жизни появилась Viva la Vika, проект, про который сразу было ясно, что он будет громче всех предыдущих. Тут мы поняли, что если и менять что-то, то именно сейчас. Мы обратились за помощью к дизайнеру, но начинать с ним работать имело смысл только после смены названия. Ведь вокруг него выстраивается дальнейшая визуальная концепция бренда.
Эля: Всё это происходило как раз в тот момент, когда мы клеили ковры в магазине. Мы по очереди накидывали разные варианты названия, но все они были либо слишком сложными, либо казались чужими для нас. И однажды Лёша просто в шутку сказал: «Давайте назовём Ковруа Мерлен»!
Эля: А потом из шутки это переросло в название «Ковруа»!
Про стереотипы о коврах
Эля: У нас не было негативной ассоциации с коврами, мы изначально представляли себе это как арт.
Лёша: При этом мы понимали, что у кого-то они могут быть именно такими. Поэтому, когда мы только начинали наш бизнес, в шапке нашего аккаунта в разное время были лозунги «Вернём ковры на ваши стены» и «Make rugs great again».
Наши родители просто не умели вписать ковёр в интерьер. Они использовались для шумоизоляции, теплоизоляции, их клали на пол или вешали на стену. В какой-то момент ковров стало слишком много, они были буквально везде.
Даже сейчас, когда мы обсуждаем с кем-то проект с Viva la Vika, часто можем услышать что-то вроде: «Ну вот с шумоизоляцией-то у них точно всё в порядке!».
Про актуальность
Эля: Сейчас ковры снова набирают популярность. Я достаточно часто вижу их в магазинах, а у нас всё чаще заказывают бренды. Они возвращаются в квартиры, в частные дома. Это новый тренд.
Лёша: Ковёр сейчас хочет каждый второй бренд. Соглашаются не все, потому что это всё-таки ковёр ручной работы, рассчитанный больше на домашнее пользование. Если бы можно было сделать их более износостойкими, то крупных клиентов было бы больше.
Эля: Но мы над этим работаем!
Про стоимость
Эля: Пряжа, ткань, оборудование, аренда мастерской, оплата сотрудникам, наша прибыль и множество других расходов.
Лёша: Всё это небольшие проценты, но учитывать нужно всё.
Про команду мечты
Эля: Всё случилось закономерно: нам просто не хватало времени обрабатывать заказы самим. Из TikTok приходило очень много заказов, да и развитие аккаунта происходило гораздо быстрее.
Лёша: Каждый день из наших социальных сетей приходили люди. И стабильно было 99+ запросов на переписку. Многие из них были от потенциальных заказчиков.
Эля: Потом мы наняли человека, который бы на все эти сообщения отвечал, потому что сами уже не справлялись. Примерно в это же время наняли помощников по забивке ковра и арендовали мастерскую. Так мы могли обрабатывать заказы быстрее, ведь иногда бывали случаи, что клиенты ждали очереди по 2-3 месяца, чтобы мы хотя бы приступили к изготовлению их ковра.
Лёша: Кто-то очереди не дожидался или переставал выходить на связь, что довольно логично, ведь проходило много времени и у людей могло много всего измениться в жизи. Но сейчас над нашими коврами работает вся наша команда. Очень много людей.
Про время
Эля: Сейчас у нас ребята работают достаточно быстро. Они могут забить ковёр за два дня, за день обработать заднюю сторону и сделать стрижку. Сложные ковры мы можем делать довольно долго. Например, недавно наша клиентка заказала ковёр, на котором будут изображены члены её семьи в виде супергероев. Процесс в данном случае выглядит так. Сначала иллюстратор создаёт эскиз и согласовывает его с клиентом, потом мы подбираем пряжу, потом забивка, потом стрижка. Ковёр проходит множество разных этапов, которые требуют кропотливого труда и самоотдачи.
Про любимую работу
Эля: Назову что-нибудь из наших старых работ. Для меня — это коврик по мотивам игры Hotline Miami. Мы тогда встали в 5 утра, чтобы сделать съёмку на парковке МЕГИ, она мне тоже очень нравится.
Ещё мне понравился заказ одной девушки, которая заказала ковёр для лестницы в виде стекающей лужи краски.
Большая часть людей заказывает мультяшек и аниме, но иногда к нам приходят с невероятно оригинальными идеями. Я всегда очень благодарна таким клиентам, потому что так планка постепенно повышается. Новые заказы, которые нам поступают, становятся ещё более интересными. Хотя без ковров на тему аниме мы бы так сильно не выросли. Всё-таки фанатов этого жанра очень много.
Лёша: Для меня это, наверное, Viva la Vika, потому что чем сложнее и интереснее проект, чем больше он представляет собой вызов, тем круче.
Эля: Мы тогда даже нанимали людей со стороны, чтобы просто наматывать пряжу. Обычно ребята делают это сами, но процесс должен был быть выстроен так, что ни одной минуточки не было бы потрачено впустую. Кто-то весь день мотал пряжу, кто-то весь день забивал ковры.
Про новую волну
Лёша: Сейчас многие делают заказы на ковры с аллюзиями на жизнь, буквально пропитанные воспоминаниями. Можно хранить моменты своей жизни в сети, но если по этому ковру будут ползать твои маленькие внуки, разглядывать всё это, то это уже совсем другие ощущения.
Про непринятые заказы
Лёша: Иногда люди приходят к нам с желанием создать ковёр совсем другой технологии, так что мы технически не можем исполнить этот заказ.
Эля: Просто многим кажется, что мы можем сделать ковёр с абсолютно любым дизайном, но пока что это не совсем так. Хотя раньше мы думали, что мы не сможем сделать ковёр с высокой детализацией, а сейчас осознаем, что можем и так. Наши мастера это показывает раз за разом.
Про сотрудничества, которыми вы гордитесь
Лёша: Мы гордимся всеми своими сотрудничествами. Есть моменты, когда у тебя, например, «МегаФон» заказывает ковёр, но не напрямую, а через рекламное агентство, которое их курирует. В этот момент кажется, что вот этой магии, что у тебя заказал сам бренд, как будто не происходит…
Эля: … но когда они выкладывают коврик и процесс его создания к себе в ленту, это ощущается с лихвой.
Лёша: Но гораздо круче, когда тебе медийная личность пишет сама. Сотрудничества копятся, список контактов расширяется.
Про уход за ковром
Эля: Ему нужен щадящий уход!
Лёша: Выхлопывание будет идеальным. Щётка и пылесос. Это натуральные ткани и любая влага может испортить внешний вид пряжи. Если всё-таки что-то случилось, лучше воспользоваться средством для цветных тканей.
Про ребрендинг
Эля: У нас был целый тендер, дизайн для нас рисовали 80 человек. Все работы были такие разные, выбрать было крайне сложно. Нашей целью было уйти от старого образа, так как мы сильно выросли как бренд. Мы уже работаем с крупными заказчиками, так что нам хотелось бы, чтобы нас ассоциировали именно с ними. Чтобы клиенты нам доверяли и видели, что мы можем делать качественно. Мы провели фотосъёмку, сняли видео, создали форму для нашей команды. Так что проходит всё хорошо!
Лёша: Нам очень важно было показать, кем мы являемся, что мы проделали огромный путь от простых заказов до серьёзных и масштабных. Продемонстрировать свой профессионализм. Вариант тендера помог нам не только сэкономить бюджет, но ещё и предоставил большой выбор. Какие-то идеи мы подчеркнули у тех, кто не выиграл, но мы им, конечно, тоже заплатили.
Эля: Наш проект немного осложнён тем, что всё построено на голографии. Сейчас мы ищем такого специалиста в Питере, который бы сделал нам красиво и так, как задумал дизайнер. Упрощать ничего не хочется, не зря же мы заказывали этот ребрендинг.
Про планы на будущее
Эля: Ребрендинг — это только малая часть того, что мы запланировали. Кажется, что ковры — это очень ограниченная тема, но на самом деле столько всего можно с ними сделать. Главное — креативный подход!
Лёша: У нас также есть мастер-классы, на которые мы приглашаем всех жителей Петербурга. Сначала мы проводили их в формате обучения, в процессе которого ученик создаёт свой ковёр в течение трёх дней и обучается нашим секретам и фишкам. Но потом мы поняли, что это не всем нужно, и решили попробовать другой формат. Более упрощённый, для развлечения, для большого количества человек. Чтобы это можно было сделать хоть на корпоративе.
Про свой бизнес в нескольких словах
Эля и Лёша: Эффектный, разнообразный, ручной, индивидуальный, кастомизированный, мануфактурный, возрождающийся, праздничный, оригинальный, индивидуализированный, скрупулёзный, креативный.
Про главное в бизнесе
Почему строить бизнес в Питере — круто?
Лёша: Здесь расцвела наша творческая жилка. Впервые в Питере мы побывали не так уж и давно, в 2019 году: приехали в гости к другу, который, как и мы, переехал сюда из Кирова. Мы увидели, насколько здесь другие люди: более творческие, открытые, да и атмосфера более дружелюбная для людей разных интересов и разного внешнего вида.
Мы заметили, как много в Питере было людей с шопперами. Мы подметили этот тренд и решили реализовать его у себя в Кирове. Кто-то из друзей с более или менее раскрученными соцсетями рекламировал нас у себя на страницах, но всё шло очень сложно. Мы сами отшивали эти шопперы, разрисовывали, но потом продавали с наценкой всего в 350-500 рублей.
В Москву нам не хотелось, а Питер показался более дружелюбным и финансово доступным городом. Здесь рядом всё: любые материалы, поставщики и возможности для бизнеса. Питер крут тем, что он сочетает в себе плюсы большого города и локальность. Он гораздо удобнее территориально, здесь нет проблем с передвижением, дешевле аренда, даже для нашей студии в десяти минутах от Невского. Буквально парниковые условия для создания бизнеса.
Эля: Да, Питер нам дал очень много. Но раскрылись бы мы так же в Москве? Или в Кирове? В Кирове точно нет… Я никогда не думала, что мы будем заниматься коврами, да ещё и сотрудничать с брендами. Меня жизнь к такому вообще не готовила!
Беседовала Валерия Сдобникова
Комментарии к «В Питере — строить бизнес. История бренда ковров Kovrua»