Василий Тропинин был крепостным графа Моркова и вольную получил лишь в возрасте 47 лет, когда был уже известнейшим художником. Интерес к рисованию проявился у него ещё в детстве. С самого начала мальчика интересовали, в первую очередь, люди. Уже тогда он умел находить в лицах особенно выразительные черты и переносить их на бумагу. В этом был его величайший талант.
Годами позже Тропинин, до того проживавший в Новгородской губернии, оказался в Петербурге, где стал вольнослушателем посещать Академию художеств. Он перенимал опыт виртуозных живописцев-педагогов, с радостью пользовался правом ходить в Эрмитаж.
Затем Тропинину пришлось покинуть столицу и перебраться в подольскую Кукавку по повелению Моркова. Именно там художник создал масштабную галерею местных типажей — красивых темноглазых девушек, крепких загорелых мужчин, мудрых стариков.
Эти портреты занимают особое место в его наследии.
Из журнала «Отечественные записки»:
«Тропинин, крепостной человек графа Моркова. Он также учился в Академии художеств и имеет счастливое дарование и склонность к живописи. Колорит его похож на Тицианов».
Став, наконец, вольным человеком, Тропинин поселился в Москве, где перерисовал, кажется, всех дворян, купцов и благородных господ того времени.
Если в ранних работах Тропинин тяготел к романтизму, то в более поздний период приблизился к реализму. В портретах он стремился к максимальной естественности, непринуждённости. Его даже называли «халатным» художником, потому что многих своих моделей он запечатлел в халате.
Такая камерная домашняя атмосфера картин мастера очень нравилась заказчикам.
Василий Тропинин:
«Портрет человека пишется для памяти близких ему людей, людей его любящих».
Особой притягательностью обладают его изображения простых людей. Они относятся к жанру «портрет-тип». Это значит, что через лица конкретных героев живописец стремился создать собирательный образ целого социального слоя. Среди таких работ — «Пряха», «Девушка с горшком роз», «Золотошвейка», «Кружевница».
«Кружевница» вызывала особый восторг зрителей и критиков, покоряя своей мягкостью и интимностью.
Павел Свиньин, писатель:
«И знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный».
В целом для картин Тропинина характерны выразительность линий, мягкая работа со светотенью, сдержанность палитры. Но первое, что бросается в глаза, — та теплота, с которой художник относился к своим персонажам. Каждый из них был для него отдельным миром. С уверенностью можно сказать: в творчестве мастера не было «проходных» произведений и случайных героев.
Оставьте комментарий