Загадочный главный герой
Умение зацепить зрителя своим героем — одна из главных черт Соррентино. Он никогда не раскрывает всех карт о своём персонаже, даже наоборот — режиссёр создает вокруг него тайну. Только во второй половине или в финале фильма перед нами возникают некоторые факты о герое или его прошлом. Однако, несмотря на это, для зрителя он всегда остаётся до конца не изученным. Так в фильме «Последствия любви» мы узнаём биографию главного героя картины Титта Ди Джероламо уже ближе к развязке. До этого же момента зритель видит на экране спокойного и скрытного человека и его жизнь на фоне гостиницы в маленьком швейцарском городке. Остаётся только догадываться, кто он и как там очутился. Даже когда Соррентино говорит об известных реальных личностях, например, об итальянском политике Сильвио Берлускони в фильме «Лоро», режиссёр не показывает нам истинное лицо человека.
Опираясь на психологию поступков персонажа и те факты, которые нам предоставил автор, даже после окончания фильма зритель продолжает анализировать его личность и функцию внутри сюжета, самостоятельно отвечая на вопрос «Кем был этот человек?».
Интересно, что почти во всех фильмах главную роль исполняет итальянский актёр Тони Сервилло. Незаменимый соратник режиссёра выглядит во всех картинах по-разному. Итальянский политик, представитель римской богемы или бизнес-консультант на службе у мафии — каждый образ Сервилло неповторим и многогранен.
Сарказм среди драмы
Фильмы Соррентино сложно назвать комедиями, однако юмор является их неотъемлемой частью. Причём пользуется режиссёр исключительно иронией и сарказмом. Окончательно эта черта сформировалась в фильме «Изумительный», где во фразах итальянского премьер-министра Джулио Андреотти можно было уловить едкую и одновременно забавную иронию. Такой юмор проявляется у Соррентино не только в диалогах, но и ситуациях, с которыми сталкиваются герои. Например, в одной из самых знаменитых сцен фильма «Великая красота», где показан странный перформанс современной художницы. Девушка с разбегу врезается в стену, что выглядит абсурдно, однако сопровождается пораженными взглядами публики и громкими аплодисментами. Но когда главный герой начинает спрашивать о смысле, она не может ничего объяснить. Её «творчество» — это лишь пустота. И именно юмор помогает режиссёру подчеркнуть это. Сарказм и ирония позволяют Соррентино говорить об искусстве и человеческих ценностях не напрямую, а завуалированно. Он высмеивает пустые разговоры, бессмысленное творчество, человеческую глупость, буквально иллюстрируя, что всё это не имеющие значения мелочи.
От Микеланджело до Феллини
Паоло Соррентино является не просто наследником итальянского кинематографа, но и всей культуры Возрождения. В его картинах то и дело возникают отсылки к великим предшественникам и современникам: Феллини, Висконти, Антониони, Бертолуччи и даже Этторе Скола. Фильм «Великая красота» вообще считается своеобразным ремейком «Сладкой жизни» Федерико Феллини — в ней также рассказывается о жизни светской элиты Италии и взаимодействии с ней главного героя — писателя Джепа Гамбарделла. Однако работы Соррентино наполнены и менее явными цитатами самого известного режиссёра Италии. Его персонажи или сталкиваются с похожими проблемами, как, например, творческий кризис режиссёра в «Молодости» (подобно картине «8 ½») или же говорят похожие фразы.
Не просто так помещены в фильмы режиссёра картины и скульптуры, что особенно ярко видно по сериалу «Молодой Папа». Даже заставка, когда Ленни Белардо идёт на фоне картин, имеет свое значение, ведь на них отражена вся история развития христианства. Так изображения и скульптуры используются автором не просто как фон — они показывают зрителю скрытый смысл происходящего (как, например, скульптура Микеланджело с фигурами Девы Марии и Христа, перед которой долго стоит Ленни) и раскрывают для нас характеры героев. Это выводит работы Соррентино на более высокий уровень, делая их настоящим искусством.
Кстати, дополнить эту картину позволяет классическая музыка, которая часто звучит в фильмах Соррентино. Будь то струнный оркестр или хор монашек, как это было в начале «Великой красоты», любое исполнение создаёт неповторимую атмосферу грандиозного Рима, а также передаёт эмоциональное состояние героя.
«Нет темы более важной, чем утрата времени…»
Фильмы Соррентино наполнены не только интересными историями, но и действительно сложными для человека темами: пагубное влияние власти, первая любовь и её влияние на нашу жизнь, истинные и ложные ценности, свобода человека — все это неизменно звучит в работах режиссёра. Но чаще всего зритель в картинах Соррентино сталкивается с другим мотивом — быстротечность времени. Время в фильмах автора — это нечто неподвластное человеку и его пониманию. Оно течёт своим чередом, пока герои даже не замечают этого. Как сказал сам Соррентино: ««Великая красота», «Молодость», «Молодой папа» — нет темы более важной, чем утрата времени». Не зря все главные герои режиссёра — это мужчины старше 50 лет, люди с ретроспективным мышлением, переосмысляющие некоторые вещи из прошлого и наконец-то замечающие, сколько уже безвозвратно утеряно.
Визуальная поэзия
Несмотря на сложного психологического героя и скрытые философские смыслы, картины режиссёра влюбляют в себя в первую очередь своей красотой. Соррентино — настоящий режиссёр-визуал, поэтому к внешней стороне своих работ он относится особенно скрупулёзно. Уже с первых кадров зритель погружается в яркий мир, наполненный светом и цветом. Фон существует как полноценный герой картины. Показывая Вечный город Рим, Соррентино будто говорит зрителю, что это место является наследием прошлого величия, что обязательно отражается на всех его жителях. При этом отдельные кадры его фильмов выстроены настолько живописно, что напоминают картины эпохи Ренессанса. Часто визуальный перфекционизм кадров в фильмах Соррентино свидетельствует об искусственности мира. Броские кадры вечеринки и танцующих у бассейна девушек напоминают рекламу, музыкальный клип или туристическую презентацию.
Этой красоте соответствует не только пейзаж: декорации, детали интерьера, костюмы героев — ко всему режиссёр относится с особенным вниманием и вкусом. И даже если персонаж переживает сложный период своей жизни, вне всяких обстоятельств его одежда будет подобрана «с иголочки». Как говорит сам Соррентино: «Чтобы показать правду, ты должен создать свой собственный мир. В нём твоя правда и будет жить». Насладиться же этим непревзойдённым миром можно 29 и 30 января в Москве в кинотеатре «Октябрь».
Текст — Кристина Ибрагимова
Комментарии к «Величие Рима и наследие Феллини – как Паоло Соррентино творит искусство на экране?»