Марк Бекер (Пьер Нинэ) — режиссёр и непризнанный гений в одном лице. И он больше не намерен слушать продюсеров. Поэтому герой забирает весь съёмочный материал, всю свою команду и уезжает в загородной дом к своей тёте Дениз (Франсуаза Лебрун). Именно здесь и начинается хаос и безумие — Марк одержим различными и порой глупыми идеями по улучшению своего фильма, но так и не может посмотреть даже финальный монтаж своего творения, чтобы всё-таки закончить работу.
Картина «Книга решений» открывала 33-й Международный фестиваль «Послание к человеку».
Он забирает весь материал из лаборатории, будит свою команду посреди ночи, чтобы рассказать им новую идею, хочет вставить в середину своего фильма антракт в виде мультика про лису, которая решает открыть парикмахерскую, и даже требует связаться со Стингом, чтобы тот написал саундтрек к его творению. Звучит безумно, правда? Но на всё это способен главный герой нового фильма Мишеля Гондри — Марк Бекер. Автопортрет, альтер эго и, кажется, персонаж, которого режиссёр любит трепетно и горячо.
История начинается плавно, но довольно быстро уходит в фарс. Обычная реальность вдруг наполняется неожиданными поворотами, появляются новые измерения и, кажется, невозможные события. Вспомнить хотя бы изобретение монтажной машины. И Гондри это делает без каких-либо дополнительных усилий. Кажется, главный источник вдохновения режиссёра — его собственная жизнь.
Его альтер эго вовсе не равно, к примеру, альтер эго Педро Альмодовара в «Боли и славе». Испанский режиссёр тоже часто обращается к внутреннему «Я», но его субличность трагичная, тоскливая и погружена в прошлое. Субличность Гондри, безусловно, вызывает сочувствие, но не без смеха. Сам режиссёр относится к себе и своей профессии со здравой критикой и умеренной иронией.
Ирония — главное, на чём построена «Книга решений». Обворожительный тонкий юмор, забавные зарисовки и всё-таки воплощённый мультик про лису в середине фильма — всё это делает ленту Гондри смешной, живой и объёмной. И в плане образов, и в плане драматургии, и в плане шуток.
Многое решает и актёрский состав. Легендарная Франсуаза Лебрун, играющая добрую и самоироничную тётушку главного героя. Лучшая подруга, монтажёр и просто героиня с невероятным терпением в исполнении Бланш Гарден. И, конечно, обаятельный Пьер Нинэ, который смог воплотить все грани своего героя — от смеха до слёз, от маниакальной стадии до личной драмы.
Но какой бы прелестной и забавной «Книга решений» ни была, оттенок светлой грусти в ней всё же есть. Зритель, будучи растроганным таким нелепым героем, этим недотёпой, конечно же, заглянет и внутрь себя. И там обязательно обнаружится такой же маленький непонятый гений, который боится взглянуть на плоды своего труда, даже если они весьма неплохи.
Текст — София Маргацкая
«Книга решений» — один из лучших фильмов-автопортретов о создании кино. Да и французы прекрасно балансируют на грани жизненной комедии и глубокого смысла.
Комментарии к «Весёлый хаос режиссёров: рецензия на фильм «Книга решений»