Теряющиеся в тумане очертания усадеб, задумчивые барышни в кринолинах, цветущие яблоневые сады — кажется, Виктору Борисову-Мусатову, творившему в переломную для страны эпоху, было не до революций: его взгляд был всецело обращён в прошлое.
Сегодня предлагаем поговорить об этом тонко чувствовавшем и вдумчивом художнике, творчество которого во многом стало предтечей символизма.
Виктор Борисов-Мусатов сначала занимался у Павла Чистякова, после — у Василия Поленова. Приехав в Париж на вырученные с продажи первой картины деньги, он мечтал стать учеником Пьера Сесиля Пюви де Шаванна, но не сложилось. Тем не менее, эстетика французского художника-символиста несомненно повлияла на формирование стиля мастера.
Ещё в начале творческого пути Борисов-Мусатов перешёл с масла на темперу: дань всё тому же Пюви де Шаванну, создававшему настенные росписи. Дымчатая техника идеально дополнила сюжеты картин, ставшие визитной карточкой художника.
Главной темой в творчестве Борисова-Мусатова была дворянская усадьба. Вернее, её тень, призрак. Однако нужно понимать, что мастера не интересовало точное воссоздание исторического контекста. Он стремился к передаче ощущения утекающего времени. Именно поэтому его картины напоминают окутанные дымкой грёзы.
Одно из самых своих известных полотен — «Призраки» — Борисов-Мусатов написал в имении Зубриловка.
Елена Борисова-Мусатова, сестра художника:
«Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — „всё уходило в прошлое“».
Художник обладал талантом удивительно чутко и тактично рассказывать о гибели русской усадебной культуры. В его произведениях не было ни морали, ни назидательности: только светлая грусть и медленно стирающая детали память.
Отвечая на вопрос о том, какую именно эпоху он писал, Борисов-Мусатов лишь отмахивался.
Оставьте комментарийВиктор Борисов-Мусатов:
«Да никакая это эпоха! Это, знаете ли, просто красивая эпоха».