Чтобы вам было проще ориентироваться в Третьяковке, мы сделали для вас удобную карту ключевых экспонатов музея, которую советуем сохранить на телефон. Обратите внимание, что маршрут начинается на втором этаже здания, а завершается — на первом.
Ниже вы найдёте подробное описание картин, на которые определённо стоит обратить внимание.
Портрет Марии Лопухиной кисти Владимира Боровиковского (зал № 7)
Владимир Боровиковский — создатель невероятной по художественной и исторической ценности галереи портретов людей XVIII—XIX веков, и изображение представительницы графского рода Марии Лопухиной — одна из самых знаменитых его работ. В этом произведении мастеру удалось тонко передать характер героини через диалог фигуры девушки и природы на заднем плане. Так, нежное платье «рифмуется» с белоснежными берёзами, шёлковый поясок — с голубыми васильками, лиловая шаль — с бутонами роз, а стан Лопухиной — со склонёнными колосьями.
Портрет Александра Пушкина кисти Ореста Кипренского (зал № 8)
Наряду с работой Василия Поленова, портрет Александра Пушкина кисти Ореста Кипренского является одним из самых известных изображений поэта. Картина выполнена в сдержанной цветовой гамме, которая, вероятно, призвана подчеркнуть торжественность момента встречи художника со своей знаменитой моделью. На плечо героя накинут шотландский клетчатый плед — так автор заявил о связи поэта с лордом Байроном.
«Всадница» Карла Брюллова (зал № 9)
«Всадницу» Карл Брюллов написал в Милане и тут же показал в местной Академии изящных искусств. Публика картину оценила и даже сравнила русского художника с Питером Паулем Рубеном и Антонисом ван Дейком. Полотно, на котором изображена то ли графиня Юлия Самойлова, то ли её воспитанница, является, по словам искусствоведа Магдалины Раковой, «типичным примером портрета-картины», в котором всё «задумано как апофеоз красоты и жизнерадостной юности, безмятежности ощущения жизни».
«Явление Христа народу» Александра Иванова (зал № 10)
На создание своего главного произведения Александр Иванов потратил 20 лет. Он называл его «всемирным», но не из-за отсутствия скромности, а потому, что картина изображает человечество в определивший его дальнейшую судьбу момент. Несмотря на большое количество персонажей, полотно не смотрится перегруженным. Напротив, мастеру удалось добиться впечатляющего баланса.
«Грачи прилетели» Алексея Саврасова (зал № 18)
«Грачи прилетели» — хрестоматийная для истории русского искусства работа Алексея Саврасова. Кажущееся незамысловатым произведение выполнено так тонко и чутко, что кажется, будто от него веет мягким весенним солнцем и талым снегом. Берёзки, церковь, скромный пейзаж и первые вестники пробуждения природы — всё в этой картине близко русской душе. По мнению критика Бориса Асафьева, своими «Грачами» Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести».
«Радуга» Ивана Айвазовского (зал № 19)
Кораблекрушение. Казалось бы, что нового мог сказать Айвазовский, оставаясь в рамках этой темы? Оказывается, многое! Данная картина стала новым витком в творчестве мастера, которого критики начали было обвинять в иссякании таланта. В этом произведении живописец в нетипичной для себя манере проработал цвет, предпочтя яркие насыщенные оттенки мягким приглушённым тонам. Радугу тут ещё надо постараться найти, но это не случайность: она олицетворяет призрачную надежду на спасение, что, конечно, очень поэтично.
«Неизвестная» Ивана Крамского (зал № 20)
«Неизвестная» Ивана Крамского балансирует между двумя жанрами — портретом и сюжетно-тематической картиной. Девушка, чья личность так и не разгадана, смотрит на зрителя царственным и немного печальным взглядом. Кто-то сравнивает героиню с Анной Карениной, кому-то в ней видятся черты Настасьи Филипповны из «Идиота». Полотно, ставшее одним из знаковых в творчестве Крамского, отчасти напоминает кадр из фильма и запоминается в том числе благодаря эффекту вырванного из жизни мгновения.
«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина и Константина Савицкого (зал № 25)
Часто указывается, что автор «Утра в сосновом лесу» — один Иван Шишкин, хотя в действительности над полотном он работал вдвоём с Константином Савицким. Кисти первого принадлежит пейзаж, второго — медведи. Наполненная светом композиция переносит зрителя в сердце бора, где встречает новый день косолапая семья. В эпоху СССР полотно зажило второй жизнью, начав массово появляться на коврах, обёртках конфет, марках и так далее.
«Алёнушка» и «Богатыри» Виктора Васнецова (зал № 26)
Один из главных сказочников отечественной живописи Виктор Васнецов представлен в Третьяковской галерее несколькими замечательными полотнами, среди которых — колоритные «Богатыри» и «Алёнушка». «Там русский дух, там Русью пахнет» — пушкинская фраза идеально подходит для описания картин художника. Богатыри воспринимаются как олицетворение созидательных сил русской земли, а Алёнушка — как воплощение чисто русской печали.
«Апофеоз войны» Василия Верещагина (зал № 27)
Одно из самых впечатляющих и пугающих произведений Василия Верещагина первоначально называлось «Торжество Тамерлана», но впоследствии получило имя «Апофеоз войны» с целью не делать конкретных исторических отсылок. На раме значится надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Это лишний раз напоминает, что рама — важная часть картины.
«Боярыня Морозова» Василия Сурикова (зал № 28)
«Боярыня Морозова» не только поражает масштабом (её размер — примерно 3x6 метров), но и увлекает сюжетом: во всей динамике Василий Суриков передаёт момент, когда приверженку старообрядчества Феодосию Морозову подвозят к Чудову монастырю, где будут держать в заточении. С особой тщательностью художник прорабатывает лица — как главной героини, так и людей из толпы. На одних читается сочувствие, на других — восхищение силой духа Морозовой, на третьих — непонимание: почему не отступиться от своих принципов и не зажить нормальной жизнью?
«Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина (зал № 30)
В основу сюжета этой картины Ильи Репина лёг исторический эпизод, в ходе которого Иван Грозный в приступе гнева смертельно ранил своего сына Ивана. Лицо правителя выражает ужас и раскаяние, в глазах царевича читаются кротость и прощение. Любопытный факт: произведение стало первым полотном в Российской империи, подвергшимся цензуре.
«Демон сидящий» Михаила Врубеля (зал № 33)
Работа была создана Михаилом Врубелем под впечатлением от лермонтовской поэмы «Демон». Словно зажатый между нижней и верхней частями рамы персонаж олицетворяют внутреннюю борьбу, сомнение. «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый», — так описывал своего героя Врубель.
«Московский дворик» Василия Поленова (зал № 35)
Наряду с картинами «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», это произведение составляет лирико-философскую трилогию Поленова. В данной работе художник гармонично соединил пейзажную и жанровую живопись. По мнению искусствоведа Тамары Юровой, мастер вложил в композицию «всю силу своей любви к жизни, к людям, которая делает поэтичными даже самые обычные и прозаические вещи». Полотно действительно покоряет простотой и неподдельной задушевностью.
«Золотая осень» Исаака Левитана (зал № 37)
«Золотая осень» — одна из самых известных работ Исаака Левитана, в которой слышны импрессионистские нотки. Верный своим творческим принципам мастер сделал эту картину невероятно созвучной трепету русской души. Левитан выступает здесь не только как виртуоз кисти, но и как поэт, тонко чувствующий натуру. Недаром искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что никому до этого не удавалось так замечательно показать «пышное природы увяданье».
«Девочка с персиками» Валентина Серова (зал № 41)
В «Девочке с персиками» чудесно всё: и хорошенькая Верочка Мамонтова (дочь мецената Саввы Мамонтова), и уютный интерьер знаменитой усадьбы «Абрамцево», и рука молодого, но такого талантливого Валентина Серова. «Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах», — так писал художник о своей работе.
«Троица» Андрея Рублёва (зал №60)
Наш маршрут завершается иконой «Троица» — одной из немногих сохранившихся работ Андрея Рублёва. В её основу лёг ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», согласно которому персонаж принимает у себя дома трёх таинственных странников, оказывающихся ангелами. Интересно, что стилистически произведение напоминает итальянские иконы, хотя Рублёв совершенно точно не был знаком с памятниками итальянского искусства.
Отзывы о маршруте по Третьяковке