Сколько подводных камней скрывает под собой казалось бы классический патриотический фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»? Многие издания прошлого видели в нём «торжественную песнь борьбы за свободу» и наглядный «антифашистский плакат». Однако они не смогли разглядеть за всем этим полемику с известными киноимпрессионистами, переработку фольклора и многое другое. Но даже если не вдаваться в такие подробности, важно сказать, что «Александр Невский» до сих пор способен поразить стройностью композиции, точностью каждого звука и общей гармонией.
К фильмам Эйзенштейна никогда нельзя было относиться как к рядовому зрелищу —каждая его работа наполнена многочисленными смыслами и отсылками. Так и в случае со второй картиной спецпоказов в «Формуле Кино Горизонт», «Иваном Грозным». За его созданием пристально следил Иосиф Сталин, но так и не понял, что режиссёру всё-таки удалось его обставить и показать самого генералиссимуса через жесточайшего царя Руси.
Отзывы о спецпоказах фильмов Сергея Эйзенштейна