В «Геликон-опере» спектакль этот относительно старый, его премьера состоялась в 1997 году. Режиссер Дмитрий Бертман увидел в классической опере мотивы насилия над всем русским народом, и, не меняя в либретто ни одного слова, сумел провести параллели между страданиями Марфы, главной героини, и всеобщим страхом. И то, и другое, впрочем, изображено достаточно эстетично.
Царский опричник Гришка Грязной влюбился в первую красавицу Марфу, дочь купца Собакина. Сваты Грязнова много раз ходили в дом невесты и всякий раз возвращались ни с чем — купец наотрез отказывался отдать руку дочери, поскольку та уже просватана за боярина Лыкова, любит его, а других и видеть не желает. Тогда опричник решает приворожить красотку, для чего просит знакомого лекаря такое снадобье добыть.
Любовница Гришки, Любаша, не хочет упускать отличную партию и клянется жестоко отомстить сопернице. Она договаривается с тем же лекарем, и вместо приворотного зелья он отдает Грязнову яд. Но тут Иван Грозный объявляет смотрины незамужних девушек, чтобы выбрать себе новую царицу. Марфа нравится и ему. План Любаши, конечно, срабатывает, но, в конечном итоге, все получается совсем не так, как она планировала. Наказание за «блестящую» идею она получает сполна.
Древнерусский любовный детектив-ужастик заканчивается смертью Марфы, убийством Любаши и казнью Лыкова.
Отзывы об опере «Царская невеста»