Во-первых, она была поставлена режиссером драматического театра — для художественного руководителя театра «Студия театрального искусства» Сергея Женовача это был первый опыт работы в опере. Во-вторых, «Иоланта» исполняется вместе с сюитой «Щелкунчик». Оба произведения не просто следуют друг за другом, как это могло бы быть на концерте, а представляют собой единый спектакль. Сюита здесь — отражение внутреннего, нежного, поэтического мира главной героини.
Соединение «Иоланты» и «Щелкунчика» стало блестящей идеей, но не новаторством постановщиков. Объединить оперу и балет предложил самому Чайковскому директор императорских театров Иван Всеволожский, когда Мариинский театр ожидал от композитора обоих произведений. Спектакль Большого театра — это, в общем, соединение целого, хотя «Щелкунчик» здесь не балет, а сюита.
«Иоланта» — красивая музыкальная сказка с философским смыслом. Эту оперу считают загадочной, ища в ней культурные символы: райский сад, заколдованная принцесса и т.д. Иоланта от рождения слепа, но не подозревает, что это недуг. Ее отец ждет в дом герцога Роберта, за которого хочет выдать дочь замуж и который не знает о слепоте невесты. Роберт, не стремящийся к свадьбе с Иолантой, все же приезжает в компании своего друга графа Водемона. Водемон влюбляется в Иоланту, замечает ее болезнь и говорит о ней девушке. Она же считает, что, чтобы чувствовать мир, не обязательно видеть. Отец же хочет вылечить дочь, но врач уверен: лечение поможет, если Иоланта сама захочет исцеления. Тогда отец обещает казнить Водемона за вмешательство в семейную тайну, если Иоланта откажется лечиться. Девушка соглашается, обретая и зрение, и возлюбленного.
Ещё больше спектаклей смотрите у нас на сайте в разделе про театр.
Отзывы об опере «Иоланта»