Польский композитор Моисей Вайнберг использовал в своём произведении элементы додекафонной системы и фольклора. Музыковеды видят в нём связь с «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича, «Воццеком» Альбана Берга и музыкой Бенджамина Бриттена.
Действие двухактной оперы развивается в 1960-х на трансатлантическом лайнере и в 1940-х в Освенциме. Супружеская пара из Германии, путешествующая на пароходе, встречает здесь пассажирку по имени Марта. Жена Лиза узнаёт в ней узницу, которую она знала много лет назад, и в первый раз признаётся мужу, что много лет назад была надзирательницей СС в лагере смерти. Между супругами разгорается конфликт. Марта просит музыкантов исполнить «любимый вальс коменданта», при этом Лизу пронизывает страх…
Действие переносится в лагерь, где разворачивается трагическая история польки Марты и её возлюбленного Тадеуша. Молодая надзирательница Лиза пытается манипулировать влюблёнными, но те не поддаются на её провокации. Тадеуш — музыкант, и его заставляют сыграть скрипичный вальс на концерте у коменданта лагеря. Тадеуш соглашается, но играет он совсем другую музыку, и офицеры забивают его до смерти…
Отзывы о спектакле «Пассажирка»