Впервые балет был поставлен в Мариинском театре балетмейстером Львом Ивановым, заместителем Мариуса Петипа. И на протяжении всего XX столетия «Щелкунчик» был произведением, который не могли обойти своим вниманием ни Джордж Баланчин, ни приверженец авангарда Марк Моррис, ни советский хореограф Василий Вайнонен, ни многие другие выдающиеся художники.
Музыка Чайковского — настоящий вызов для хореографа. Композитор не создавал милую бытовую сказку для младших школьников, как зачастую представляют этот балет. Это произведение наполнено трагическими обобщениями, тревожными и пронзительными, и эти краски невероятно сложно воплотить в танце. С этой задачей удалось справится хореографу Юрию Григоровичу и сценографу Симону Вирсаладзе, а также великим танцовщикам, впервые исполнившим данную версию балета, — Екатерине Максимовой и Владимиру Васильеву. Именно этот вариант спектакля, созданный в 1966 году, идёт сегодня на сцене Большого.
Балет в интерпретации Григоровича полон гофмановской мистики и таинственности. Этого «Щелкунчика» никак нельзя назвать умилительным. Это история не о приторно-сладком Конфитюренбурге, а о фантастическом мире волшебника Дроссельмейера, где обязательно есть прекрасный принц, где торжествует добро, но никто не отменял и мышиных королей.
У Юрия Григоровича «Щелкунчик» превратился в философское размышление о недостижимом идеальном счастье,что и помогло сделать из детского утренника величайшее произведение.
Отзывы о балете «Щелкунчик»