В результате переосмысления и мифологизации в уникальных памятниках из кремлёвского собрания появилось такое переплетение действительности и вымысла, что не сразу и отличишь одно от другого. Но сделать это будет проще на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата».
Нам известны легенды о детских доспехах Дмитрия Донского, шлеме Александра Невского, сабле и цепи Владимира Мономаха, шлеме Юрия Всеволодовича — список таких артефактов можно перечислять довольно долго. Но не все они, как выяснили исследователи, имеют отношение к людям, которым их приписывают. Многие вообще оказались новоделами. А у одного только Костяного трона было, по версии разных авторов, несколько владельцев, друг с другом не связанных.
Расставить всё по своим местам можно будет в Музеях Московского Кремля.
Рыцарские доспехи «Древнее вооружение» для наследника царского престола Александра Николаевича. Златоустовская оружейная фабрика, 1828–1833. Златоустовский городской краеведческий музей
Портрет цесаревича Великого князя Александра Николаевича в рыцарских
доспехах. Алоизий Петрович Рокштуль, 1850. Государственный исторический музей, Москва
Доспех Радостного рыцаря. Санкт-Петербург, 1826. Государственный музей-заповедник «Царское Село», Санкт-Петербург
Шапка Мономаха Второго наряда (в начале XIX вв. считалась короной
Таврической и венцом княгини Ольги). Москва, мастерские Кремля, 1682.
Музеи Московского Кремля
Трон (приписывался Великому князю Ивану III и
царю Ивану IV Грозному). Москва, Оружейная палата, 1654–1667. Отдельные пластины спинки и двуглавый орёл над ней – Москва, XIX в. Музеи Московского Кремля
Иван Грозный. Скульптура. Марк Матвеевич Антокольский. Санкт-Петербург, 1870-е гг.; отливка – Париж, 1901–1902. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Государственный щит (приписывался князю Мстиславу Великому). Москва, мастерские Кремля, последняя четверть XVII в. Музеи Московского Кремля
Шлем (приписывался казанскому хану Шах-Али). Османская империя, вторая половина XVI в. Музеи Московского Кремля
Арчак (изображён на картине А.Д. Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею»). Москва, мастерские Кремля, вторая половина XVII в.; алтабас – Иран, вторая половина XVII в. Музеи Московского Кремля
Парадная алебарда (по легенде, принадлежала телохранителю
Лжедмитрия I). Москва, мастерские Кремля, конец XVII–начало XVIII в. Музеи Московского Кремля
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Отзывы о выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»