Иван Айвазовский прожил длинную яркую жизнь, начав свою творческую деятельность под воздействием западноевропейского позднего романтизма и постепенно придя к тому, что впоследствии стало называться символизмом. Живописец общался с Павлом Третьяковым, Карлом Брюлловым, Николаем Гоголем и Ильёй Репиным, регулярно выставлялся в России, Европе и Америке, был почётным членом Академий художеств Петербурга, Парижа, Рима, Амстердама, Флоренции, Штутгарта.
Выставка в Третьяковской галерее на Крымском Валу — это возможность по-новому взглянуть на картины Айвазовского, проникнуться глубиной его идей и точностью обобщений. Организаторы проекта не стремились собрать в одном пространстве как можно больше произведений художника, но хотели рассказать о его творческом наследии на примере наиболее ярких работ. Из 6 тысяч написанных мастером полотен было выбрано 120. Многие из них предоставлены Русским музеем, Центральным военно-морским музеем, Павловским, Екатерининским и Большим Петергофским дворцами.
Экспозиция состоит из нескольких разделов. Произведения, объединённые темой «Морские симфонии», повествуют о разных морских состояниях, «подсмотренных» Айвазовским. Раздел «Художник Главного морского штаба» представлен изображениями сражений с участием русского флота, «Между Феодосией и Петербургом» — «сухопутными» пейзажами, «Весь мир ему был мал» — полотнами, написанными под впечатлением от путешествий по Кавказу, Турции и Италии, а «Пленённый тайной мироздания» — работами на религиозную тему. Центральное место на выставке занимают картины «Радуга», «Девятый вал», «Волна» и «Чёрное море».
Документальная часть включает в себя портреты членов семьи художника, фотографии, архивные материалы и многое другое. Айвазовский предстаёт не только как выдающийся мастер кисти, но и как коллекционер и меценат.
На входе в зал гостей встречает инсталляция арт-группы «Синий суп», позволяющая почувствовать себя в бушующих черноморских водах.
<>
Отзывы о выставке «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения»