Берясь за написание «Олимпии», Эдуард Мане ставил перед собой задачу переосмыслить «Венеру Урбинскую» Тициана, сделать её героиней своей эпохи, «возвысить» современность до канонических образцов. Неизвестно, почему Венера превратилась в Олимпию, но название прижилось. Критики, «разгромившие» картину после Парижского салона 1865 года, предполагали, что имя героини полотна даёт отсылку к одному из персонажей романа «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына — расчётливой хладнокровной Олимпии.
На полотне Мане зритель видит обнажённую девушку, лежащую на белой простыне. Её волосы украшает срезанный цветок орхидеи, запястье — браслет. Выражение лица Олимпии можно назвать задумчивым и даже отрешённым.
Подобный женский образ встречается не только у Мане и Тициана: к данной теме обращались Диего Веласкес, Франсиско Гойя, античный ваятель Пракситель. Последний совершил революцию в пластике своего времени, перейдя от героических преимущественно мужских фигур к женским хрупким лирическим скульптурам. Копия его «Афродиты Книдской» созвучна теме выставки.
Картина «Дама за туалетом» была написана Джулио Пиппи (Романо) в начале 1520-х годов. Ученик Рафаэля, он смело «обнажил» свою героиню, решившись таким способом через жанр светской живописи раскрыть поэтику мифа.
Ещё одно произведение, демонстрируемое вместе с «Олимпией», — «Жена короля» Поля Гогена. Основатель символизма запечатлел на холсте обитательницу одного из островов Океании. Лежащая на зелёном холме красавица своей позой напоминает героиню Мане. Кстати, в экзотическое путешествие Гоген брал с собой репродукцию «Олимпии».
Выставку можно увидеть в главном здании Музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Отзывы о выставке «"Олимпия" Эдуарда Мане из собрания Музея д’Орсэ (Париж)»