Многие историки уверены, что за каток как развлечение мы должны сказать спасибо Петру I, который научился кататься по льду во время путешествия в Голландию, и откуда он привёз коньки в Россию. В XVIII веке русская знать увлеклась этим заморским развлечением, старалась не отставать от заграничных соседей и активно заливала в своих усадьбах катки.
Петербургская знать веселилась на приусадебных катках, но и Москва не отставала. Знатоки истории первопрестольной утверждают, что первый благоустроенный общественный каток в Москве до революции появился на Петровке, 26. Впервые его залили ещё в середине XIX века.
Сюда приходили покататься самостоятельно, на занятия фигурным катанием (здесь действовала первая специализированная школа в Москве), тут же обучали будущих конькобежцев. Каток много лет арендовал Императорский московский речной клуб, а позже клуб «Динамо», чьи спортсмены здесь тренировались и устраивали турниры по хоккею.
Примерно через полвека, уже при СССР, этот каток посещал будущий актёр Андрей Миронов, который жил в соседнем дворе. Он уговорил свою мать, известную советскую эстрадную артистку Марию Владимировну Миронову, купить ему коньки, а позже она же отдала будущего артиста в секцию фигурного катания. Каждый раз после школы маленький Андрюша отправлялся на каток, но не столько учиться, сколько наблюдать за людьми вокруг и лицедействовать, да и коньки он позже где-то потерял...
Не одно поколение помнит этот каток, который скрылся между жилыми домами шумной улицы нашего города. К сожалению, сегодня его больше не существует.
А когда же катание на коньках перестало быть только развлечением и перешло в ранг профессионального спорта в России? Началось всё с того, что в 1865 году в Россию с выступлениями приехал американский конькобежец Джексон Хейнс.
Очевидец выступления Хейнса в Петербурге Вячеслав Срезневский вспоминал:
«…катание Хейнса представлялось тогдашним русским конькобежцам каким-то откровением: изумительная лёгкость и непринуждённость выполнения весьма сложных фигур, необыкновенная грация движений оставляли в зрителях неизгладимое впечатление».
В Москве американец Хейнс выступал в феврале 1872 года на катке Зоологического сада. В «Русских ведомостях» писали, что конькобежец из Нью-Йорка дал несколько представлений и продемонстрировал «полное свободы и грации искусство катанья на коньках», несмотря на внезапную оттепель.
Вдохновлённые приездом американца петербуржцы образовали общество, которое рассматривало катание на коньках именно как вид спорта, но полноценно оно сформировалось только к 1887 году.
В Москве конькобежцы, в свою очередь, облюбовали каток Зоологического сада. Особенно популярной игра в катание на скорость была в купеческой среде.
Но не только лёд на Пресненских прудах привлекал в Зоологический сад москвичей. Здесь устраивали разнообразные зимние праздники, фестивали и гулянья. Вот, например, афиша, приглашающая горожан на каток, ледяные горы и смотр северных животных:
А ещё на праздники в саду устраивали фестиваль ледяных скульптур. Например, в 1880 году построили огромный ледяной дом по образцу построенного на Неве в Санкт-Петербурге в царствование императрицы Анны Иоанновны.
Патриаршие пруды были популярным местом отдыха в Москве задолго до того, как превратились в мистическое место благодаря роману «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Информация в исторических источниках разнится: предположительно, любители коньков пришли на Патриаршие примерно в 1870-х–1880-х годах.
В начале XX века катком на популярных Патриарших прудах управляло Русское Гимнастическое общество под названием «Сокол» — оно взяло каток в аренду на шесть лет за 2 800 рублей. Известный каток регулярно становился местом гуляний столичной интеллигенции и привилегированной публики.
До революции это был один из самых комфортных и благоустроенных катков в Москве. Вокруг него расставляли скамейки для отдыха, а над головами прогуливавшихся и катавшихся горожан сверкали керосиновые фонари. По особым случаям на Патриарших звучала музыка, которую исполняли на специальной сцене. На этом катке нравилось бывать даже Льву Толстому со своими дочерьми, хотя писатель не любил Москву.
А уже при СССР здесь снимали фильм «Покровские ворота».
До революции предприниматели зазывали москвичей на Чистые пруды «покататься на коньках на столичный и европейский манер» — там каток был похож на современный. В зимнее время здесь строили небольшой крытый павильон, который называли «чайной», а во время праздников работала сцена, где показывали представления. На этом катке не только развлекались, но и занимались спортом — устраивали хоккейные турниры.
После революции история катков не только не прекратилась, но получила новый виток, так как в 1920-е годы новое правительство уделяло внимание активному и здоровому образу жизни советских граждан, поэтому тема катания на коньках поощрялась и была чуть ли не обязательной. Все вышеупомянутые катки начали жить новой жизнью, а многие городские парки обзавелись своими катками с искусственным льдом, которому не страшна оттепель.
Самый яркий пример современного городского катка Москвы — каток на ВДНХ. Его называют главным катком страны, и это не пустые слова: такое звание он получил из-за своего размера — 20 500 м².
До середины 50-х годов XX века выставка достижений народного хозяйства работала только с весны и до конца осени. Но в 1954 году на ВДНХ залили первый каток, который располагался на площади между Главным входом и павильоном «Земледелие». С тех пор ежегодно к местным зимним традициям добавлялись новые активности: зимние фестивали, ледовые городки, праздничные ёлки, ярмарки, концерты, прогулки в санях.
В конце века ледовая история ВДНХ остановилась вплоть до 2014 года, когда на ВДНХ развернулся один из самых больших катков в Европе. Теперь ледовая арена проходила не только между павильонами «Земледелие» и «Центральный», но и огибала исторические фонтаны. С тех пор каток на ВДНХ стал центром притяжения москвичей зимой, а в сезоне 2019–2020 здесь даже установили новый мировой рекорд — самое массовое гулянье на катке с участием 4 457 человек.
Каждый год каток на ВДНХ радует гостей новой концепцией. В сезоне 2022–2023 главный каток украшен в тематике сказочной зимы.
1 комментарий