Вечеринки и зрелища
Сначала никакого Нового года и не было — праздновали только Рождество. Накануне завершался пост, и всем не терпелось всласть повеселиться. Молодёжь рядилась, колядовала, ходила по домам, получая за это угощения. Впрочем, не только молодёжь: купцы, например, надевали специальные маски и в нарядных санях ездили к коллегам и даже к высшему начальству в Кремль. Им пирогов не выдавали, а сразу сажали за стол, где и обсуждали деловые вопросы. Иногда весь праздник превращался в такие поездки, и это было утомительно.
На свежем воздухе устраивались массовые забавы и гуляния, начиная от катаний с горок и заканчивая медвежьей или бычьей «травлей» — боями животных. Последние стали целой традицией и продолжались довольно долго.
К традиционным увеселениям добавились рождественские балы. Самые престижные давал предводитель дворянства Московской губернии, и попасть туда было очень непросто. Но устраивались и купеческие балы — там потанцевать могли не только представители «сливок общества». Зато размах был, пожалуй, больше, чем у дворян: даже кучерам наливали шампанское. Впрочем, те, кто относились к низшему сословию, и вовсе не могли попасть ни на какой бал, массовые гуляния всё равно организовывали. Простой люд наряжался, играл в снежки и веселился не меньше дворян.
Уже в XX веке зародилась другая традиция — рождественский репертуар в столичных театрах. С 1908-го во МХАТе начали показывать «Синюю птицу» Метерлинка, а ещё раньше в Большом театре поставили «Снегурочку». В 1919 году там же состоялась премьера сказки «Щелкунчик».
Рождественский стол
Несмотря на то, что у Рождества в XVIII столетии появился конкурент — Новый год — оно оставалось в России главным праздником вплоть до самой революции и ассоциировалось с кулинарным изобилием. Москвичи заранее запасались продуктами, атакуя в первую очередь рынки и стараясь как можно выгоднее купить поросёнка или гуся.
Главные рождественские блюда в те времена — птица (гусь, индюшка, глухарь, рябчик), поросёнок, сыры, пирожки со всевозможными начинками, колбаса, икра. Самые людные места — Охотный ряд, Кузнецкий мост, Столешников переулок. Кстати, рецепты дореволюционных блюд можно найти здесь.
Позже в список самых посещаемых мест перед Рождеством вошёл магазин «Мюръ и Мерилиз» (сейчас — ЦУМ), который даже в газете публиковал напоминание о том, что за покупками лучше приходить заблаговременно.
И всё равно были толпы: москвичи от мала до велика наводняли последний этаж, где устраивалась рождественская ярмарка. Там можно было купить всё что угодно: шарики, хлопушки, новогодние игрушки и фигурки, звёзды и так далее.
Новый год родился
С 1700-го зимних праздников стало два: Пётр приказал праздновать Новый год (с 1 января), а всё вокруг, начиная от ворот и заканчивая зданиями, где заседали городские власти, украшать елями и еловыми или сосновыми ветками. Поначалу их не наряжали — эта традиция пришла лишь в эпоху царствования Николая I. При этом ёлки объединили Новый год и Рождество, став символом обоих праздников.
Украшали их яблоками, конфетами, орехами и свечами, затем стали появляться и игрушки с рождественской тематикой. Ёлочные базары — тоже дореволюционное явление, но если в наше время в декабре они есть в каждом районе города, то тогда главное праздничное дерево можно было купить лишь у Большого театра или на Воскресенской площади (сейчас это площадь Революции).
На Красной площади впервые наряженная ёлка — главная в стране! — появилась уже в 1954 году.
Петру I, любителю шоу и праздников, принадлежит идея новогодних фейерверков. С самого же первого празднования Нового года в Москве стали зажигать шутихи, ну, а представителям высших сословий было велено стрелять во дворах. На больших улицах с 1 января и всю неделю зажигали костры, из пушек перед Кремлём тоже палили. Одним словом, несколько дней в столице было шумно, огненно и ярко, как и теперь в новогодние — задумка Петра оказалась живучей.
Продолжение банкета
Разумеется, нашлось место и гуляниям: здесь даже придумывать ничего не надо было, поскольку в ход шли рождественские традиции. Тут и карусели, и балаганы, и палатки со сбитнем и пряниками, и песни с плясками, и балы для высшего общества, где в конце XIX века главными символами стали мандарины и шампанское. В начале XX столетия у богемы и тогдашних бизнесменов стало модным встречать Новый год в ресторане.
В «Метрополе» устраивали карнавалы (каждый раз на определённую тематику). В «Праге» собирались в основном военные с семьями, а дамам рестораторы дарили цветы и надушенные французским парфюмом веера. Иностранные торговцы и предприниматели собирались в ресторане «Эрмитаж» или в гостинице на месте нынешнего отеля «Москва». Надо сказать, их вечеринки были скорее скромны в отличие от разгульных русских. Ещё один ресторан — «Славянский базар» — вмещал практически всех желающих. Там не было особой новогодней программы, а публика собиралась разношёрстная.
Потом наступало 1 января, и оно очень отличалось от того, что было потом, в советское время, и тем более сейчас. Никто в первый день года не работал, но служащим из учреждений требовалось наносить визиты начальству, поздравлять его и вручать подарки. Самое печальное в этих поездках было то, что застолий не устраивали, а ограничивались чаем. Тем, кто перебрал в новогоднюю ночь, очевидно, приходилось несладко. К счастью, в том же виде традиция не сохранилась, а вот походы в гости практикуются и сегодня.
И, конечно, стоит вспомнить о главном новогоднем герое. Впервые Дед Мороз появился в Москве в 1910 году, но скорее как рождественский персонаж. В советское же время он упрочил свои позиции и обрёл внучку Снегурочку. Дуэт стал присутствовать на ёлках в садиках, школах и дворцах культуры, и по-прежнему маленькие и взрослые москвичи с радостью встречают Деда Мороза и его неизменную спутницу и ждут от них желанных подарков.
Читайте всё самое интересное о прошлом столицы в спецразделе «Влюблённым в Москву»
Комментарии к «Москва новогодняя: как в столице до революции отмечали зимние праздники»