Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.
Выбор редакции

Пётр Бойцов — забытый и таинственный архитектор Москвы

Прогуляемся по Москве и изучим творения архитектора, личность которого до сих пор мало изучена. Однако его работы заслуживают внимания. Проводником будет Виктория Фролкова, гид и организатор экскурсий в Москве.

911

Об архитекторе Петре Самойловиче Бойцове мы имеем очень скудные сведения, вплоть до того, что нам неизвестна точная дата его рождения и смерти. О его образовании также известно мало, говорят, что он был архитектором-самоучкой. Специализацией Бойцова было строительство усадебных домов, аристократических особняков с использованием мотивов неоготики. Помимо Москвы он строил дома в Подмосковье, Владимирской области, Киеве и Нижнем Новгороде.

Центральный Дом литераторов

Поварская улица, д. 50/53, стр. 2

Особняк был построен в 1887 году. Однако выглядел он немного по-другому: в 90-е годы здание надстроили, из-за чего постройка потеряла выразительную часть скатной крыши. Тем не менее сходство с европейским замком всё же осталось. Почему в России строили подобные «замки» и откуда пришла мода?

Образ замка в русской архитектуре появился ещё во времена Екатерины II, а после победы в русско-турецкой войне многие перестраивали особняки, делая их похожими на крепости. В эпоху романтизма 1830—1840-х годов многие зодчие обращаются к образу замка Строубери Хилл. Европейская знать охотно подхватила эту идею и начала заказывать свои усадьбы архитекторам именно в этом стиле. При этом сохранялись основные принципы средневековой архитектуры при проектировании зданий, а интерьер должен был создавать ощущение, будто вы находитесь в рыцарском замке.

Фасад особняка на Поварской Бойцов щедро отделал тарусским мрамором и кирпичом двух оттенков — красного и светло-серого, чем выделил новое строение среди популярных классических усадеб с колонными портиками и мезонинами. Современное здание уже перекрашено в более нейтральные тона. Крышу покрывала дорогая металлическая черепица. Парадный вход украшают барочные завитки волют, повторяя мотивы замков близ Луары.

Обязательно стоит зайти во внутренний двор здания, там, за современными постройками и кондиционерами, вы увидите башню. И тогда перед вами предстанет полная картина внутреннего двора аристократического замка.

Кому же принадлежал аристократический (столь большая редкость для Москвы) особняк? Особняк принадлежал князю Четвертинскому. Князь был из древнего литовского, польского, затем русского рода. Четвертинские числили себя потомками чуть ли не Рюрика. Однако современные исследования доказывают, что к Рюрику их род отношения не имел. Князь очень любил охоту, продолжив дело отца, прославил конезавод, сделав его одним из лучших и известных в России.

Бойцов был не только талантливым архитектором, но и весьма хорошим дизайнером, так как внутри этого здания сохранилось многое от его работы, но увы, посетить мы его можем либо в составе экскурсий, либо имея членство дома литераторов.

Доходный дом архитектора Бойцова

ул. Спиридоновка, д. 14, стр. 1

Второй дом, который находится совсем рядом, — это доходный дом архитектора на Спиридоновке. В конце XIX–начале XX века в Москве строились многочисленные доходные дома. Покупка собственной земли и строительство собственного дома для обеспеченных людей являлось хорошей прибылью. Именно тогда из патриархальной, застроенной усадьбами старой провинциальной Москвы город превращался в мегаполис с высотным строительством.

Дом на Спиридоновке архитектор решил построить исключительно для себя и для своей постоянной прибыли. Здание было закончено к 1903 году.

Четырёхэтажный дом выполнен в эклектическом стиле с использованием мотивов неоготики, которые мы уже встречали в здании ЦДЛ. Симметричность архитектурного сооружения нарушает расположенный слева входной тамбур и весьма заметный над ним гранёный эркер. Обратите внимание, что главным украшением доходного дома является массивная скульптурная композиция в виде льва, побеждающего дракона. Кстати, из-за такого льва авторство дома часто относят к работе архитектора Льва Кекушева (скульптуры львов — его авторский приём).

Дом Бойцова выделяется среди традиционных «доходников», которые всегда строились по красной линии улицы. Особняк построен с отсылкой к усадьбе — дом поставлен в глубину участка, за оградой, тем самым мало напоминая доходный дом.

Доходный дом Бойцова был своеобразной витриной его творческих поисков и больших профессиональных возможностей. Ведь любой богатый человек мог пройти мимо его дома и заказать у архитектора похожий дом для себя.

Обратите внимание на керамическую плитку, которой облицован главный фасад здания. Такой приём типичен для эпохи модерна — двухцветная, с переходами цвета от светлой охры к нежно-сиреневому.

Кстати, именно этот дом Бойцова связан с одним из московских адресов Антона Павловича Чехова. Писатель останавливался в нём вместе со своей супругой Ольгой Книппер-Чеховой.

В 1901 году Чехов и его супруга писали об этом доме:

«Милая мама, я жив, я здоров, всё благополучно. Квартира у нас порядочная… одним словом, живём хорошо». «На улице выстроены большие европейские дома, а во дворе весь в зелени стоит чистенький, прелестный домик в пять комнат… Огромный двор весь асфальтирован, чистый, хозяева люди передовые, он — архитектор…»

Усадьба Сабашниковых

Большой Лёвшинский переулок, д. 6

Множеству зданий в Москве приписывают авторство архитектора, хотя и не всегда обоснованно. Однако исследователи сходятся во мнении, что особняк в Большом Левшинском переулке точно перестроен по проекту Бойцова.

На этом месте усадьба существовала ещё с конца XVIII века и принадлежала купцу Лодыгину. Главный усадебный дом был построен после пожара в 1816 году на фундаменте старого дома. Затем усадьбу купили братья Сабашниковы, а в 1880-х годах заказали перестройку и отделку архитектору Бойцову.

Бойцов работал не только над перестройкой, но и над отделкой интерьеров и всех фасадов здания в стиле эклектики с преобладанием разных классических элементов. Правда, позднее в 1898 году по непонятным причинам дом ещё раз перестраивает архитектор Анатолий Павлович Викарин. К сожалению, нам неизвестно, что точно осталось в этом доме от Бойцова, а что было утрачено.

Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.

Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+
Воспользуйтесь промокодом КУДАГО и получите скидку 20% на билеты. Реклама. ИП Романенко Олег Иванович. ИНН 771471613250.
Смотреть расписание

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Опубликовано ID37322

Комментарии к «Пётр Бойцов — забытый и таинственный архитектор Москвы»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!

Рейтинг страницы 4 из 5 (89)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!