Один из любимейших театров москвичей, Театр сатиры начал работу почти век назад, 1 октября 1924 года. В подвальчике дома № 10 в Б. Гнездиковском переулке, где когда-то располагалось кабаре, а потом театральная студия, сыграли сатирическое обозрение «Москва с точки зрения»: задорное попурри из миниатюр нескольких молодых авторов. Именно такие обозрения на актуальные темы (политика, быт и т.д.), состоящие из нескольких отдельных сценок и пародий, а то и танцев с куплетами, и стали основным репертуаром нового театра в двадцатые годы. Подобных обозрений тогда никто не ставил: это было свежо, ново, оригинально.
В тридцатые Театр сатиры меняет и адрес, и репертуар: на смену обозрениям пришли полноценные спектакли, в основном комедии и водевили (от Мольера и Салтыкова-Щедрина до современников театра, Катаева и Мариенгофа). Но подлинный «золотой век» театра начался в пятидесятых, когда его возглавил Валентин Плучек. В период его руководства на сцене блистали Анатолий Папанов, Татьяна Пельтцер, Андрей Миронов и прочие «короли комедии», а спектакли ставил, к примеру, Марк Захаров.
Спектакли нередко запрещались цензурой: пожалуй, по количеству запретов Театр сатиры стал своего рода рекордсменом. Так было с «Теркиным на том свете», булгаковским «Иваном Васильевичем», с поставленным молодым Марком Захаровым «Доходным местом». Но популярности театра это не умаляло — наоборот, иногда приходилось вызывать внушительные милицейские отряды, чтобы публика не разгромила театр при попытке попасть в зрительный зал.
В 2000- году Плучека сменил на посту художественного руководителя Александр Ширвинд. Он «укрепил» труппу молодыми актерами и обновил репертуар. Сегодня на двух сценах театра (основная и «Чердак сатиры») идут как признанная классика комедии (Шекспир, Островский, булгаковский «Мольер»), так и пьесы современных авторов. Есть и несколько отличных детских постановок (к примеру, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»).
Отзывы о Театре сатиры